ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 мая 2018 г. N 58-АПГ18-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Привал" на решение Хабаровского краевого суда от 19 декабря 2017 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании отдельного положения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя общества с ограниченной ответственностью "Привал" Аристова А.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Привал" обратилось в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим перечня недвижимого имущества - торговых центров (комплексов) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, определенного приказом комитета потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности правительства Хабаровского края от 22 декабря 2016 года N 1184, в части включения в данный перечень под пунктом 7 здания с кадастровым номером 27:21:0107042:96 по адресу: Хабаровский край, город Советская гавань, Пионерская улица, дом 14.
В обоснование своего требования заявитель ссылался на то, что является собственником помещений, расположенных в указанном здании. Полагает, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Основанием для включения названного здания в оспариваемый перечень стал акт обследования фактического использования объекта недвижимости, составленный рабочей группой администрации Советско-Гаванского муниципального района. Между тем данный акт не содержит сведений о том, что стало источником информации, послужившей для расчета фактического использования объекта, при том условии, что рабочая группа на объекте не присутствовала, собственники объекта документов для составления указанного акта не предоставляли. В связи с этим заявитель полагает, что акт основан на недостоверных сведениях, о чем свидетельствует также и то, что в акте отражена общая площадь объекта недвижимости, не соответствующая действительной - 4872,4 квадратных метра вместо 5718,6 квадратных метров, при этом для размещения торговых объектов используется 1035,7 квадратных метров, что менее 20 процентов от площади объекта. Кроме этого, рабочая группа при расчете площади торговых помещений использовала не площадь торговых помещений собственников, а общие площади, включая площади подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, что противоречит требованиям Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, расположенных на территории Хабаровского края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного постановлением правительства Хабаровского края от 31 декабря 2015 года N 502-пр. Также заявитель указывает, что земельный участок под зданием имеет разрешенное использование - гостиничные услуги.
Решением Хабаровского краевого суда от 19 декабря 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Привал" просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Против удовлетворения апелляционной жалобы комитетом потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности правительства Хабаровского края представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не нашла оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налог на имущество организаций на территории Хабаровского края введен в действие Законом Хабаровского края от 10 ноября 2005 года N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае".
С учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении видов недвижимого имущества, приведенных в пункте 1 данной статьи.
Согласно пункту 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1.1 Закона Хабаровского края "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в том числе, в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2 000 квадратных метров и помещений в них, включенных в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, отнесение объектов недвижимого имущества к торговым центрам (комплексам) на территории Хабаровского края осуществляется в том числе, в зависимости от вида фактического использования.
Постановлением правительства Хабаровского края от 5 ноября 2015 года N 372-пр комитет потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности правительства Хабаровского края определен уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края по определению на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций перечня объектов недвижимого имущества - торговых центров (комплексов) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, расположенных на территории Хабаровского края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения утвержден постановлением правительства Хабаровского края от 31 декабря 2015 года N 502-пр (далее - Порядок).
Пунктом 2 постановления правительства Хабаровского края от 31 декабря 2015 года N 502-пр комитет потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности правительства Хабаровского края определен уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2 000 квадратных метров и помещений в них.
В силу абзаца второго пункта 2 Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется уполномоченным органом на основании предложений комиссий исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Хабаровского края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления посредством межведомственного запроса.
Соответствующая рабочая группа по проведению обследований нежилых зданий на территории Советско-Гаванского муниципального района создана постановлением администрации Советско-Гаванского муниципального района от 24 марта 2016 года N 218.
Руководствуясь приведенными выше нормами, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного иска, пришел к выводу, что у административного ответчика имелись основания для включения здания с кадастровым номером 27:21:0107042:96 в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.
Материалами административного дела подтверждается, что собственниками нежилых помещений в указанном здании являются: ООО "Привал"; ООО "Аркос", Захарченко Р.С., Шурыгин Д.С., Захарченко Д.С., Грищенко Н.И.
На момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта площадь здания, согласно кадастровой выписке, была учтена в размере 5718,6 квадратных метров.
Комитетом потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности правительства Хабаровского края при определении вида фактического использования названного здания и помещений в нем учитывалось, что помещения принадлежащие Захарченко Р.С. - это магазин площадью 69,9 квадратных метров и спорт-бар площадью 171,9 квадратный метр; Шурыгину Д.В. - это магазин площадью 38,9 квадратных метров; Захарченко Д.С. - это магазин площадью 76,9 квадратных метров; Грищенко Н.И. - это банк площадью 35,2 квадратных метров; ООО "Аркос" - это ресторан площадью 383,4 квадратных метра и ресторан площадью 1007 квадратных метров. При этом площадь помещений, принадлежащих ООО "Аркос", согласно свидетельств о государственной регистрации прав, составляет 309,5 и 1080,2 квадратных метров.
Материалами административного дела подтвержден факт того, что все помещения названных собственников используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, так как в них размещены торговые объекты, объекты общественного питания и офис.
Таким образом, здание с кадастровым номером 27:21:0107042:96 имеет площадь 5718,6 квадратных метров, из которых 1782,5 квадратных метра используются для размещения офисов, торговых объектов и объектов общественного питания, что составляет более 20 процентов площади здания, необходимых для его включения в оспариваемый перечень.
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213). Представленные административным ответчиком доказательства со всей очевидностью позволяют сделать вывод, что здание с кадастровым номером 27:21:0107042:96 относится к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В этой связи у Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации нет поводов для отмены решения суда первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы, касающийся неизвещения о проведении обследования здания на предмет определения фактического использования, по сути, является доводом о несоблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснил, что при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суду необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Из приведенного разъяснения следует, что не любые нарушения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта могут служить основанием для признания его недействующим, поскольку только несоблюдение существенных положений нормативного правового акта, регулирующего процедуру принятия актов данного вида, может служить таким основанием.
В настоящей ситуации, вопреки доводам апелляционной жалобы, были соблюдены существенные положения названных выше нормативных правовых актов, регулирующие процедуру принятия перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В оспариваемой части перечень принят на основании предложения соответствующей комиссии органа местного самоуправления, при этом извещение собственника помещений о проведении обследования сколь-нибудь значимым в процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акта не является в силу того, что это не предусмотрено ни одним нормативным правовым актом.
Последующее изменение вида разрешенного использования земельного участка не изменяет и не отменяет фактическое использование здания по размещению объектов, наличие которых является основанием для включения здания в оспариваемый перечень. Следовательно, довод апелляционной жалобы в этой части также отклоняется, поскольку основан на ошибочном понимании оснований для включения объектов недвижимого имущества в соответствующий перечень.
Довод апелляционной жалобы, касающийся расчета для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации площади фактического использования помещений торгового объекта, был предметом рассмотрения суда первой инстанции, ему дана правильная оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 19 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Привал" - без удовлетворения.