КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 февраля 2024 г. N 417-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
БАТУРИНА ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Е.В. Батурина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Е.В. Батурин оспаривает конституционность следующих норм:
статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" о жилищных правах военнослужащих, а фактически - примененного судами в деле с его участием пункта 3, предусматривавшего, в частности, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития, а в случае их отсутствия воинские части по желанию военнослужащих-граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений (этот пункт утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 28 июня 2022 года N 199-ФЗ, которым в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" введена статья 15.2 "Обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями в общежитиях", предусматривающая в пункте 2 право военнослужащих на включение в списки нуждающихся в специализированных жилых помещениях и в случае предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, а также условия реализации данного права);
статьи 2 Федерального закона от 28 июня 2022 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", а фактически ее части 2, устанавливающей, что действие положений пунктов 17 и 20 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - с учетом внесенных в нее изменений - распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 28 июня 2022 года N 199-ФЗ.
Как следует из представленных материалов, заявителю, общая продолжительность военной службы которого более 20 лет, была предоставлена жилищная субсидия, за счет которой он в 2019 году приобрел квартиру в городе Оренбурге. В связи с указанными обстоятельствами Е.В. Батурин снят с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях по месту прохождения службы (город Чита), ему прекращена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения; данные решения (действия) уполномоченных органов и должностных лиц признаны правомерными решением гарнизонного военного суда от 13 апреля 2022 года, с которым согласились суды вышестоящих инстанций. При этом в определении судьи Верховного Суда Российской Федерации отмечено, что новое правовое регулирование, введенное Федеральным законом от 28 июня 2022 года N 199-ФЗ и касающееся предоставления специализированных жилых помещений, не действовало на момент принятия обжалуемых решений и обратной силы не имеет.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции Российской Федерации, поскольку они лишают военнослужащих и членов их семей права на обеспечение служебным жилым помещением в связи с приобретением ими за счет средств жилищной субсидии квартиры по избранному месту жительства, не совпадающему с местом прохождения военной службы, не позволяют применять новое правовое регулирование, предоставляющее дополнительные возможности военнослужащим в сфере жилищных гарантий, к отношениям, возникшим до его вступления в силу.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Пункт 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривал право военнослужащих на обеспечение служебными жилыми помещениями или получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, реализуемое до получения ими жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации, давая оценку данному праву применительно к такому его подвиду, как получение компенсации, указывал, что оно носит временный характер - до фактической реализации права на жилище в установленных формах, то есть до выполнения государством своих жилищных обязательств (определения от 25 октября 2018 года N 2620-О, от 26 марта 2019 года N 742-О, от 26 апреля 2021 года N 665-О). Принимая во внимание, что военнослужащий самостоятельно выбирает конкретную форму осуществления права на жилище, включая место расположения жилого помещения, упомянутое законоположение, а равно и иные положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не могут расцениваться в качестве нарушающих конституционные права заявителя, которому как военнослужащему была предоставлена жилищная субсидия, что свидетельствовало о выполнении государством взятых на себя обязательств в жилищной сфере в рассматриваемый период.
Конституционный Суд Российской Федерации также неоднократно отмечал, что согласно общему принципу действия закона во времени к правоотношениям, в том числе в области жилищного обеспечения военнослужащих, подлежит применению закон, действующий в период их возникновения (определения от 26 марта 2020 года N 622-О, от 24 декабря 2020 года N 2899-О, от 28 января 2021 года N 137-О, от 24 февраля 2022 года N 395-О и др.); придание же закону обратной силы - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя (постановления от 15 февраля 2016 года N 3-П, от 21 июля 2022 года N 34-П и др.).
Соответственно, часть 2 статьи 2 Федерального закона от 28 июня 2022 года N 199-ФЗ, не предусматривающая ретроактивного применения положений статьи 15.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", также не нарушает конституционных прав Е.В. Батурина, притом что представленные судебные постановления не свидетельствуют о лишении его возможности воспользоваться правами, предоставленными новым правовым регулированием, после вступления его в силу.
Установление же и исследование фактических обстоятельств конкретного дела не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Батурина Евгения Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН