ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 февраля 2018 г. N 36-КГ17-14
Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации Петрова Т.А., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Мамыкиной Л.М. на решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 19 декабря 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 февраля 2017 г. по делу по иску Мамыкиной Л.М. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию в лице отдела социальной защиты населения в Ярцевском районе о признании действий незаконными, возобновлении выплаты денежной компенсации,
установил:
Мамыкина Л.М. обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию в лице отдела социальной защиты населения в Ярцевском районе о признании действий незаконными, возобновлении выплаты денежной компенсации.
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что проживает в принадлежащей ей на праве собственности квартире N < ... > в многоквартирном жилом доме N < ... > . Как инвалиду второй группы в период с 1 августа 2008 г. по 31 июля 2016 г. ей предоставлялась мера социальной поддержки - начислялась и выплачивалась компенсация расходов по оплате коммунальных услуг в размере 50% (газоснабжение, водоотведение, горячее и холодное водоснабжение, электроснабжение, отопление), а с 1 января 2016 г. выплачивалась компенсация расходов по уплате взноса на капитальный ремонт. В связи с наличием задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт за четыре месяца, с 1 августа 2016 г. Мамыкиной Л.М. была приостановлена выплата денежной компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг (решение Департамента Смоленской области по социальному развитию от 26 июля 2016 г. N 225). Решением названного органа от 26 августа 2016 г. N 1075 была прекращена выплата указанной компенсации с 1 августа 2016 г. в связи с отсутствием документов, подтверждающих уплату долга или заключение соглашения о его реструктуризации.
Вместе с тем, как утверждает истец, по состоянию на 26 июля 2016 г. все текущие платежи по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ею были внесены. В этой связи истец просила суд признать незаконными действия Департамента Смоленской области по социальному развитию по приостановлению и прекращению выплаты названной выше компенсации, а также возложить на указанный орган обязанность возобновить соответствующие выплаты.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области".
Решением Ярцевского городского суда Смоленской области от 19 декабря 2016 г. в удовлетворении исковых требований Мамыкиной Л.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 февраля 2017 г. указанное решение суда оставлено без изменения.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2017 г. в передаче кассационной жалобы Мамыкиной Л.М. для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
В кассационной жалобе Мамыкиной Л.М. ставится вопрос об отмене указанного определения судьи Верховного Суда Российской Федерации и передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
При изучении доводов кассационной жалобы Мамыкиной Л.М. по материалам истребованного дела установлены основания для отмены определения судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2017 г. и передачи кассационной жалобы Мамыкиной Л.М. с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 и части 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Согласно абзацу 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов; платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
В силу абзаца 14 статьи 17 указанного Закона инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
На территории Смоленской области компенсация расходов предоставляется в соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 13 ноября 2015 г. N 713 "О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов".
Согласно подпункту 5 пункта 4.15 Порядка предоставления на территории Смоленской области мер предоставления поддержки по оплате жилого помещения коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 13 ноября 2015 г. N 713, начисление и выплата компенсации расходов пользователю прекращаются в случаях непогашения задолженности по плате за наем и плате за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги или несогласования срока погашения указанной задолженности в течение одного месяца с даты направления получателю уведомления о приостановлении выплаты компенсации расходов (при отсутствии уважительных причин, указанных в пункте 4.9 названного Порядка).
Судом установлено, что Мамыкина Л.М. является инвалидом второй группы, проживает в принадлежащей ей на основании договора дарения квартире N < ... > в многоквартирном жилом доме N < ... > .
Как инвалиду второй группы Мамыкиной Л.М. в период с 1 августа 2008 г. по 31 июля 2016 г. предоставлялась мера социальной поддержки - начислялась и выплачивалась компенсация расходов по оплате коммунальных услуг в размере 50% (газоснабжение, водоотведение, горячее и холодное водоснабжение, электроснабжение, отопление), а с 1 января 2016 г. - компенсация расходов по уплате взноса на капитальный ремонт.
В июле 2016 г. в отдел социальной защиты населения в Ярцевском районе из Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области" (далее - Региональный оператор) поступила информация о наличии у Мамыкиной Л.М. задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт за четыре месяца, в связи с чем истцу с 1 августа 2016 г. была приостановлена выплата денежной компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг (решение Департамента Смоленской области по социальному развитию от 26 июля 2016 г. N 225, уведомление направлено 26 июля 2016 г.). Решением Департамента Смоленской области по социальному развитию от 26 августа 2016 г. N 1075 была прекращена выплата указанной компенсации с 1 августа 2016 г. в связи с отсутствием документов, подтверждающих уплату долга или заключение с Региональным оператором соглашения о его реструктуризации.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 154, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", положениями постановления администрации Смоленской области от 13 ноября 2015 г. N 713 "О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов", пришел к выводу о том, что задолженность в размере 875 руб. 24 коп. по взносам на капитальный ремонт образовалась ввиду ненадлежащего исполнения Мамыкиной Л.М. обязательств по их оплате, производимой в ином размере, нежели указано в квитанциях.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции, указав, что наличие задолженности по указанным взносам свидетельствует о правомерности действий ответчика как по приостановлению, так и по прекращению выплаты названной компенсации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, обжалуемые судебные постановления приняты с существенным нарушением норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.
При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Как указывает заявитель кассационной жалобы, суд надлежащим образом не выяснил причины образования задолженности и период ее образования, между тем, как утверждает Мамыкина Л.М., договор о формировании фонда капитального ремонта на счете Регионального оператора и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме от 1 октября 2014 г., направленный ей вместе с квитанцией об оплате, она не подписала, поскольку была не согласна с суммой платежа, указанной в квитанции, в связи с чем направила соответствующую претензию, ответ на которую в установленный срок не получила.
С учетом изложенного заслуживают внимания доводы кассационной жалобы о неправомерности приостановления и последующего прекращения предоставления истцу мер социальной поддержки, в связи с чем определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2017 г. подлежит отмене, и кассационную жалобу Мамыкиной Л.М. следует передать с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 381 и 384 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
отменить определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2017 г. и передать кассационную жалобу Мамыкиной Л.М. с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА