ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 апреля 2018 г. N 201-КГ18-18
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Воронова А.В.,
судей Дербилова О.А., Замашнюка А.Н.
при секретаре Жиленковой Т.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя военного прокурора Западного военного округа - Гаджиметова Т.Д. на решение Московского гарнизонного военного суда от 17 августа 2017 г. и апелляционное определение Московского окружного военного суда от 2 ноября 2017 г. по административному исковому заявлению (далее - заявление) бывшего военнослужащего военной прокуратуры Западного военного округа подполковника юстиции в отставке Скрипченко Александра Александровича об оспаривании действий Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора, военного прокурора Западного военного округа и жилищной комиссии Западного военного округа, связанных с увольнением с военной службы без обеспечения жильем.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Воронова А.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения представителей административных ответчиков Гаджиметова Т.Д., Иванова Е.В. и Мосина О.В. в обоснование доводов кассационной жалобы, возражения административного истца Скрипченко А.А. против доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Московского гарнизонного военного суда от 17 августа 2017 г., оставленным в силе апелляционным определением Московского окружного военного суда от 2 ноября 2017 г., заявление Скрипченко А.А. удовлетворено частично.
Судом удовлетворено заявление административного истца в той части, в которой он просил:
признать незаконным решение жилищной комиссии военной прокуратуры Западного военного округа (далее - жилищная комиссия), оформленное протоколом от 31 июля 2017 г. N 3, утвержденное 1 августа 2017 г. военным прокурором Западного военного округа, в части отказа Скрипченко А.А. в принятии на учет нуждающихся в получении жилья;
обязать военного прокурора Западного военного округа и жилищную комиссию военной прокуратуры Западного военного округа отменить решение жилищной комиссии;
обязать жилищную комиссию повторно рассмотреть вопрос о принятии Скрипченко А.А. и его сына - Скрипченко Д.А. на учет нуждающихся в получении жилых помещений в установленном действующим законодательством порядке.
Судом отказано в удовлетворении заявления административного истца в той части, в которой он просил:
признать незаконным приказ Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора от 25 апреля 2017 г. N 41 л/с об освобождении Скрипченко А.А. от занимаемой должности и увольнении с военной службы в отставку;
обязать Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора отменить названный приказ от 25 апреля 2017 г. и восстановить Скрипченко А.А. на военной службе в прежней должности, обеспечив его жилым помещением в установленном законом порядке;
признать незаконным приказ военного прокурора Западного военного округа от 15 мая 2017 г. N 165/сч об исключении Скрипченко А.А. из списков личного состава военной прокуратуры и всех видов обеспечения с 30 мая 2017 г.;
обязать военного прокурора Западного военного округа отменить названный приказ от 15 мая 2017 г., восстановить Скрипченко А.А. в списках личного состава военной прокуратуры и обеспечить всеми видами довольствия за период неправомерного срока увольнения и исключения из списков личного состава военной прокуратуры;
признать незаконным бездействие военного прокурора Западного военного округа, связанное с нерассмотрением заявлений Скрипченко А.А. о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.
Определением судьи Московского окружного военного суда от 29 декабря 2017 г. в передаче кассационной жалобы представителя военного прокурора и жилищной комиссии Западного военного округа для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе представитель военного прокурора Западного военного округа - Гаджиметов Т.Д., утверждая об обязанности Министерства обороны Российской Федерации по реализации жилищных прав административного истца, что не было учтено судами, просит судебные акты отменить в части удовлетворенных требований и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворения заявления в указанной части.
В обоснование жалобы представитель административного ответчика указывает, что в силу закона факт признания Скрипченко А.А. заключением военно-врачебной комиссией от 15 ноября 2016 г. негодным к военной службе породил с одной стороны обязанность правомочного органа военного управления по безусловному увольнению его с военной службы, а с другой стороны - право административного истца на жилищное обеспечение за счет федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (а данном случае - Министерства обороны Российской Федерации), с одновременной обязанностью этого органа исполнительной власти по предоставлению жилого помещения (при наличии соответствующего заявления военнослужащего). Что касается начала процедуры увольнения, то с этим обстоятельством связана лишь непосредственная реализация возникшего у военнослужащего права на жилье.
Представитель административного ответчика также полагает ошибочной ссылку суда на обращение Скрипченко А.А. с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении в феврале 2017 г., поскольку из материалов дела следует, что с таким заявлением административный истец обратился 29 декабря 2016 г., то есть до вступления в силу положений закона, возлагающих с 1 января 2017 г. обязанность на органы прокуратуры по обеспечению жильем прокурорских работников.
Кроме того, по мнению Гаджиметова Т.Д., является ошибочным вывод судов о том, что при определении уровня обеспеченности административного истца общей площадью жилого помещения не подлежит учету площадь квартиры, принадлежащей его супруге на праве собственности.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав стороны, Судебная коллегия по делам военнослужащих приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела Скрипченко А.А. проходил военную службу по контракту с сентября по декабрь 2000 года и с января 2001 года по 30 мая 2017 г. С ноября 2009 года он проходил военную службу в военной прокуратуре Московского военного округа, а с февраля 2011 года - в военной прокуратуре Западного военного округа (на прокурорском участке в г. Москве). По месту военной службы административный истец обеспечен специализированным жилым помещением - однокомнатной квартирой общей площадью жилого помещения 45,9 кв. м.
Заключением военно-врачебной комиссии от 11 ноября 2016 г., утвержденным 15 ноября 2016 г., Скрипченко А.А. признан негодным к военной службе.
После вручения административному истцу 5 декабря 2016 г. свидетельства о болезни он 29 декабря 2016 г. и 9 января 2017 г. обратился по команде с заявлениями о признании его нуждающимся в жилом помещении в собственность в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья.
22 февраля 2017 г. военный прокурор Западного военного округа обратился к руководителю Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации с просьбой о признании Скрипченко А.А. нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма (в собственность) по избранному месту жительства, приложив к обращению заявление административного истца и другие необходимые документы.
Сообщением руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 23 марта 2017 г. административному истцу отказано в признании нуждающимся в жилом помещении за счет Министерства обороны Российской Федерации ввиду того, что до 1 января 2017 г. документы для принятия его на учет в жилищный орган не поступали.
Названные действия руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации были оспорены Скрипченко А.А. в судебном порядке, однако определением судьи Московского гарнизонного военного суда от 30 марта 2017 г. заявление административного истца оставлено без движения.
14 апреля 2017 г. Скрипченко А.А. повторно обратился по команде с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении в собственность по избранному месту жительства после увольнения с военной службы.
Приказом Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора от 25 апреля 2017 г. N 41 л/с Скрипченко А.А. освобожден от занимаемой должности и уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией негодным к военной службе.
Приказом военного прокурора Западного военного округа от 15 мая 2017 г. N 165/сч Скрипченко А.А. исключен с 30 мая 2017 г. из списков личного состава военной прокуратуры и всех видов обеспечения.
Решением жилищной комиссии военной прокуратуры Западного военного округа, оформленным протоколом от 31 июля 2017 г. N 3, утвержденным 1 августа 2017 г. военным прокурором Западного военного округа, Скрипченко А.А. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
21 июня 2017 г. Скрипченко А.А. повторно в судебном порядке просил признать его нуждающимся в жилом помещении, а также оспорил действия Главного военного прокурора, связанные с его увольнением и исключением из списков личного состава военной прокуратуры. В заявлениях от 14 и 16 августа 2017 г. административный истец дополнительно оспорил решение жилищной комиссии от 31 июля 2017 г.
Признавая решение жилищной комиссии незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец до 30 мая 2017 г. относился к военнослужащим военной прокуратуры, обязанность по обеспечению которых жильем с 1 января 2017 г. возложена на жилищные комиссии прокуратур, а не на жилищные органы Министерства обороны Российской Федерации. При этом доводы административных ответчиков о том, что право на жилище у Скрипченко А.А. возникло в ноябре 2016 года, - после признания его негодным к военной службе, - судом признаны несостоятельными ввиду того, что само по себе это обстоятельство в отсутствие просьбы военнослужащего о принятии на жилищный учет не может являться основанием для обеспечения его жильем, независимо от времени возникновения права на увольнение.
Кроме того, суд в решении отметил, что в судебном заседании Скрипченко А.А. пояснил, что заявление о признании нуждающимся в жилом помещении он фактически подал в феврале 2017 года, однако датой подачи заявления указал 29 декабря 2016 г. по просьбе должностных лиц военной прокуратуры.
Суд апелляционной инстанции, согласившись с указанными выводами гарнизонного военного суда, также указал в апелляционном определении, что поскольку обращение Скрипченко А.А. с заявлением о принятии на жилищный учет впервые имело место в феврале 2017 года, то рассмотрение данного вопроса отнесено законодательством к компетенции жилищных органов военной прокуратуры.
Между тем такие выводы не подтверждены доказательствами, не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Из исследованных в судебном заседании объяснений, в том числе административного истца, усматривается, что после признания последнего 15 ноября 2016 г. не годным к военной службе, получения им 5 декабря 2016 г. свидетельства о болезни и доклада об этом по команде должностные лица военной прокуратуры Западного военного округа провели со Скрипченко А.А. беседы, в ходе которых разъяснили ему право на получение жилья за счет Министерства обороны Российской Федерации в связи с признанием его негодным к военной службе и предстоящим увольнением с военной службы.
Согласно заявлению Скрипченко А.А., датированному 29 декабря 2016 г., он просит признать его нуждающимся в жилом помещении в связи с увольнением с военной службы.
Впоследствии, в феврале 2017 года, указанное заявление было направлено по принадлежности в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации для рассмотрения по существу.
Эти обстоятельства являются юридически значимыми.
В соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий подлежит увольнению с военной службы в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе.
Согласно абзацу двенадцатому п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства.
Кроме того, согласно п. 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих, указанных в абзацах третьем и двенадцатом п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности как лично, так в составе члена семьи нанимателя либо собственника жилого помещения в силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Изложенное указывает на то, что после признания не годным к военной службе, то есть в ноябре 2016 года, Скрипченко А.А. подлежал увольнению с военной службы и именно с этой даты у него возникло право на обеспечение жильем.
Однако этому обстоятельству суды надлежащей оценки не дали, указав в судебных актах лишь на то, что Скрипченко А.А. проходил военную службу до 30 мая 2017 г. и до февраля 2017 года не обращался с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении.
Кроме того, суды оставили без внимания, что мероприятия по подготовке административного истца к увольнению с военной службы, в том числе связанные с обеспечением его жильем, должностными лицами военной прокуратуры Западного военного округа были начаты в декабре 2016 года.
Что касается утверждения Скрипченко А.А. в судебном заседании об изготовлении заявления о признании его нуждающимся в жилом помещении не 29 декабря 2016 г., а позднее - в феврале 2017 г., то это обстоятельство с учетом возникновения у него права на обеспечение жильем в ноябре 2016 года не имеет определяющего правового значения. К тому же, обращение административного истца с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении свидетельствует о реализации им уже возникшего права в связи с признанием его негодным к военной службе.
Неправильное установление судом даты возникновения у Скрипченко А.А. права на жилье привело к ошибочному выводу о надлежащем административном ответчике по данному делу.
Согласно п. 1 ст. 49 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 2 марта 1 марта 2007 г. N 14-ФЗ) (далее - Закон о прокуратуре) на военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное, медицинское, другие виды обеспечения военнослужащих.
Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах следственного комитета Российской Федерации" статья 49 Закона о прокуратуре была дополнена пунктом 3.4 следующего содержания: "Обеспечение военнослужащих органов военной прокуратуры и членов их семей жилыми помещениями осуществляется за счет средств федерального бюджета по нормам и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации для военнослужащих, с учетом особенности, установленной абзацем первым п. 4 ст. 44 настоящего Федерального закона.
Ведение учета военнослужащих органов военной прокуратуры, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда, по договору социального найма или в собственность, право на которые у них возникло с 1 января 2017 г., осуществляется Генеральной прокуратурой Российской Федерации".
Аналогичные положения содержатся в приказе Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10 апреля 2017 г. N 255 "О порядке обеспечения военнослужащих органов военной прокуратуры жилыми помещениями и предоставления им субсидии для приобретения или строительства жилого помещения", согласно п. 2 которого на Главную военную прокуратуру возложены функции по формированию и ведению реестра военнослужащих органов военной прокуратуры, состоящих на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда, по договору социального найма или в собственность, субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, право на которые у них возникло с 1 января 2017 г., и членов их семей.
Содержание названных правовых норм указывает на то, что Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет жилищное обеспечение лишь тех военнослужащих органов военной прокуратуры, у которых право на жилье возникло с 1 января 2017 г.
Соответственно, жилищное обеспечение военнослужащих органов военной прокуратуры, у которых право на жилье возникло до 1 января 2017 г., осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливающим правовые и социальные гарантии, пенсионное, медицинское, другие виды обеспечения военнослужащих.
Согласно п. 5 ст. 36 Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах следственного комитета Российской Федерации" Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, до 1 января 2017 г. завершается исполнение возникших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона обязательств финансово-экономического и социального характера перед военнослужащими органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, в том числе по обеспечению их жилыми помещениями.
Вместе с тем данные положения не исключают возможности реализации военнослужащими органов военной прокуратуры жилищных прав, возникших до 1 января 2017 г., в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
При таких данных доводы кассационной жалобы о праве Скрипченко А.А. на жилищное обеспечение за счет Министерства обороны Российской Федерации заслуживают внимания.
Согласно ч. 5 ст. 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.
На основании изложенного, исходя из предмета заявленных требований, суду первой инстанции следовало рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле представителя жилищного органа Министерства обороны Российской Федерации. Однако этого судом сделано не было.
Допущенные нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав заявителя, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
С в связи с этим в силу ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обжалуемые судебные акты в части удовлетворенных требований административного истца: признания незаконным решения жилищной комиссии военной прокуратуры Западного военного округа, оформленного протоколом от 31 июля 2017 г. N 3, утвержденного 1 августа 2017 г. военным прокурором Западного военного округа, в части отказа Скрипченко А.А. в принятии на учет нуждающихся в получении жилья; возложения обязанности на военного прокурора Западного военного округа и жилищную комиссию военной прокуратуры Западного военного округа отменить это решение жилищной комиссии; возложения обязанности на жилищную комиссию повторно рассмотреть вопрос о принятии Скрипченко А.А. и его сына - Скрипченко Д.А. на учет нуждающихся в получении жилых помещений в установленном действующим законодательством порядке - подлежат отмене, а дело направлению в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 328, п. 2 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 17 августа 2017 г. и апелляционное определение Московского окружного военного суда от 2 ноября 2017 г. по административному исковому заявлению Скрипченко Александра Александровича в части удовлетворенных требований административного истца отменить, направить дело в этой части на новое рассмотрение в Московский гарнизонный военный суд в ином составе судей.