ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 августа 2021 г. N 305-ЭС21-10209
Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г. Попова, изучив материалы истребованного дела и кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Объединенная управляющая компания" (г. Тамбов) на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2020 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.04.2021 по делу Арбитражного суда города Москвы N А40-78964/2020,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Объединенная управляющая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение) о взыскании 25 459 руб. 49 коп. задолженности.
Арбитражный суд города Москвы решением от 03.08.2020 иск удовлетворил.
Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 09.11.2020, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 05.04.2021, решение от 03.08.2020 отменил, в иске отказал.
Общество, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального права, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в кассационном порядке постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций от 09.11.2020 и 05.04.2021 соответственно.
Дело истребовано из Арбитражного суда города Москвы.
Согласно пунктам 1 и 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение либо об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, либо о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 АПК РФ).
Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Общества вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 24.07.2001 за правопредшественником Учреждения (Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение "Тамбовская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации) в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним зарегистрировано право оперативного управления на нежилое помещение площадью 373,8 кв. м в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Тамбов, Тамбов-4, д. 11, пом. N 60.
Собственником данного помещения является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним от 29.02.2008 N 68-68-01/006/2008-555).
Управляющей организацией в отношении указанного многоквартирного жилого дома на основании протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 11.04.2018 и договора управления многоквартирным домом от 01.05.2018 N 43/18 является Общество.
Истец направил в адрес ответчиков претензию от 17.03.2020 в связи с невнесением ими платы за содержание и ремонт общего имущества собственников в многоквартирном жилом доме за период с августа 2019 по февраль 2020 года в размере 25 459 руб. 49 коп. с требованием погасить задолженность.
В добровольном порядке требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Расчет цены иска Общество произвело следующим образом: электроснабжение - 0,25 руб./кв. м по нормативу, установленному приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 26.05.2017 N 03/128 и тарифу, установленному приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 14.12.2018 N 154-э; холодное водоснабжение ОДН - 0,06 руб./кв. м, водоотведение ОДН - 0,04 руб./кв. м по нормативам, установленным приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 26.05.2017 N 03/128 и тарифам, установленным приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 14.12.2018 N 155-в; управление многоквартирным жилым домом - 3,61 руб./кв. м, содержание и ремонт многоквартирного жилого дома - 5,64 руб./кв. м, обслуживание газовых сетей ОДН - 0,13 руб./кв. м на основании договора управления многоквартирным жилым домом от 01.05.2018 N 43/18.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 123.21, 123.22, 210, 249, 289, 290, 296, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 36, 153, 154, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений", а также правовыми позициями, изложенными в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 по делу N 304-ЭС15-6285, и исходил из доказанности материалами дела факта ненадлежащего исполнения Учреждением обязательств по оплате оказанных услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, выводы которого поддержал суд округа, указал, что Общество не представило доказательств, подтверждающих оказание им жилищно-коммунальных услуг в заявленном объеме на спорную сумму.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и указывает следующее.
Согласно пункту 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Как следует из части 1 статьи 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
В силу части 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 размер платы на содержание жилого или нежилого помещения устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Общество считает, что внесение платы за содержание общего имущества многоквартирного жилого дома является предусмотренной законом обязанностью собственника помещения в данном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт. В силу статей 296, 298 ГК РФ обладатели права оперативного управления с момента регистрации данного права обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Расчет произведен на основании утвержденных в установленном порядке тарифов, информация о деятельности Общества, в том числе по управлению спорным многоквартирным жилым домом размещена на общедоступном информационном ресурсе в сети "Интернет" ГИС ЖКХ по адресу: https://dom.gosuslugi.ru/#/main, поэтому считает, что оснований для отказа в иске у судов не имелось.
Приведенные в жалобе доводы о существенном нарушении судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального права, которые повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 АПК РФ, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
жалобу общества с ограниченной ответственностью "Объединенная управляющая компания" передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 5 октября 2021 года на 11 часов 30 минут в помещении суда по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Г.Г.ПОПОВА