ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 мая 2018 г. N 117-КГ18-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Безуглой Ю.С. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 6 июня 2017 года, которым отменено решение Ленинского районного суда города Севастополя от 28 марта 2017 года и принято новое решение об отказе в удовлетворении ее административного иска об оспаривании решения Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя об отказе в государственной регистрации права.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя Безуглой Ю.С. - Денгаза О.Ю., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
Безуглая Ю.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 3 ноября 2016 года N 91/001/134/2016-342, которым ей отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером < ... > по адресу: город < ... > , < ... > , а также о возложении на Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя обязанности зарегистрировать ее право собственности на данный земельный участок.
В обоснование своих требований Безуглая Ю.С. ссылалась на то, что дачно-строительному кооперативу, членом которого она являлась, на основании решения Севастопольской городской государственной администрации в установленном законом порядке выделен в собственность земельный участок.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 28 марта 2017 года административный иск удовлетворен частично: оспариваемое решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя признано незаконным, на Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Безуглой Ю.С. о государственной регистрации права собственности на земельный участок; в удовлетворении административного иска в остальной части отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным истцом представлены все необходимые документы для государственной регистрации права собственности на земельный участок, регистрирующим органом не доказано несоответствие документов по форме и по содержанию требованиями законодательства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 6 июня 2017 года решение суда отменено и по административному делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия исходила из того, что Безуглая Ю.С. не оформила право собственности на земельный участок до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, следовательно, такое право у нее не возникло; представленные на государственную регистрацию документы не подтверждают возникновение права собственности административного истца на земельный участок.
В кассационной жалобе Безуглая Ю.С. просит апелляционное определение отменить и оставить в силе решение суда.
Указала, что земельный участок поставлен на кадастровый учет, ее право собственности возникло на основании решения Севастопольской городской государственной администрации и не требует подтверждения в силу положений статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2018 года кассационная жалоба с административным делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке, в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие существенные нарушения норм материального права допущены судом апелляционной инстанции.
Судами установлено, что Безуглая Ю.С. обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером < ... > по адресу: город < ... > , < ... > , < ... > , площадью 400 квадратных метров, предоставив при этом документы: кадастровый паспорт земельного участка; архивную копию распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 18 марта 2010 года N 678-р "Об утверждении комплексного проекта землеустройства относительно отведения земельных участков общей площадью 15,00 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания квартала индивидуальной дачной застройки обслуживающим кооперативом "Дачно-строительный кооператив " < ... > " и о передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, расположенных в < ... > "; архивную выписку из приложения к указанному распоряжению; копии свидетельств о расторжении брака и о заключении брака; выписку из государственного земельного кадастра о земельном участке с кадастровым номером Украины < ... > от 4 февраля 2014 года.
Оспариваемое решение принято со ссылкой на абзацы восьмой и тринадцатый пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действующей на момент возникновения спорного правоотношения). Согласно данным положениям в государственной регистрации права может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, а также ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Основанием оспариваемого отказа послужила поступившая в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя информация из Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратуры о проведении проверки соблюдения требований законодательства при выделении земельных участков для строительства и обслуживания квартала индивидуального дачного строительства обслуживающим кооперативом "Дачно-строительный кооператив " < ... > ". Проверкой установлено, что земельные участки по адресу: город < ... > , переданные гражданам - членам обслуживающего кооператива "Дачно-строительный кооператив " < ... > ", находятся на территории земель лесного фонда, не изымались из его состава, при передаче земельных участков согласие органов лесного хозяйства и охраны окружающей среды не получено. Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой в Балаклавский районный суд города Севастополя направлено исковое заявление об отмене свидетельства о праве собственности на земельный участок по адресу: город < ... > , < ... > , истребовании данного земельного участка и аннулировании его кадастрового учета. Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 18 ноября 2015 года указанное исковое заявление удовлетворено. Севастопольская межрайонная природоохранная прокуратура просила принять меры к недопущению нарушений экономических прав субъекта Российской Федерации - города Севастополя при осуществлении кадастрового учета и регистрации прав на земельные участки по адресу: город < ... > , < ... > .
В названном отказе указано на непредставление заявителем необходимых доказательств наличия оснований для регистрации права собственности на объект недвижимого имущества.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда апелляционной инстанции не согласилась.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущества и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 17 этого же федерального закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав определен статьей 20 указанного федерального закона и расширительному толкованию не подлежит.
Письмо Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратуры от 22 ноября 2015 года, направленное в адрес начальника Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, а также решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 18 ноября 2015 года, принятое в отношении иных лиц, не может служить основанием для отказа в государственной регистрации права собственности Безуглой Ю.С. на земельный участок. Подобные сведения и сообщения носят информативный характер и не имеют непосредственного отношения к административному истцу и ее правам на спорный участок, а также не могут подменять собой установленные в законе основания для отказа в государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Частью 1 статьи 12.1 указанного федерального конституционного закона определено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Частью 2 статьи 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" предусмотрено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу названного выше федерального конституционного закона, на территории города Севастополя у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства иностранных юридических лиц, сохраняется.
Согласно части 1 статьи 7 этого же закона города Севастополя (в редакции, действующей на момент возникновения спорного правоотношения) к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу названного федерального конституционного закона, применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Государственные акты, свидетельства или иные документы, подтверждающие право постоянного пользования гражданина на земельный участок, являются основанием для регистрации права собственности гражданина на земельный участок в порядке, установленном статьей 25.2 указанного федерального закона.
Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом правительства Севастополя (часть 3 статьи 7 Закона города Севастополя "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя").
Постановлением правительства Севастополя от 7 августа 2014 года N 202 утвержден перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, необходимых для государственной регистрации права, в соответствии с которым документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок (пункт 1); акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка (пункт 11).
В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона города Севастополя "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" в случае обращения заявителя с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права государственная регистрация ранее возникшего права осуществляется в порядке и сроки, установленные Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", с учетом положений настоящей статьи на основании такого заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием возникновения ранее возникшего права и хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в соответствии с ранее действовавшими актами. Представление заявителями таких документов в данном случае требуется, только если указанные документы отсутствуют в названных органах и (или) организациях. Указанные в настоящей части документы включаются в состав дела правоустанавливающих документов, являющегося неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав.
Согласно пункту 2 статьи 25.2 названного федерального закона основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок являются, в том числе, акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается (пункт 6 статьи 25.2 этого же федерального закона).
Судами установлено, что ОК "ДСК " < ... > " распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 18 марта 2010 года N 678-р отведен массив земельных участков общей площадью 15,00 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания квартала индивидуальной дачной застройки, расположенных в < ... > , в собственность членам кооператива переданы земельные участки в пределах бесплатной приватизации общей площадью 15,00 га для индивидуального дачного строительства. Согласно архивной выписке от 18 октября 2016 года из приложения к названному распоряжению следует, что Безуглая < ... > Ю.С. является членом ОК "ДСК " < ... > ", принадлежащий ей земельный участок площадью 0,4 га расположен по адресу: город < ... > , < ... > .
Административный истец обращалась за государственной регистрацией права собственности на земельный участок как член ДСК " < ... > ", которому в установленном порядке предоставлен массив земельных участков, границы установлены на местности, земельные участки распределены между членами кооператива. Доказательств обратного оспариваемое решение не содержит, административным ответчиком не представлено.
Таким образом, Безуглой Ю.С. как члену указанного выше кооператива в надлежащем порядке выделен в пользование конкретный земельный участок, за государственной регистрации которого она обратилась в уполномоченный орган.
При этом законодательство не требует принятия отдельного самостоятельного решения о предоставлении конкретного земельного участка в собственность Безуглой Ю.С., в связи с чем, выводы суда апелляционной инстанции о необходимости предоставления административным истцом иного документа, подтверждающего право собственности, не основаны на положениях закона.
Кроме того, распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 18 марта 2010 года N 678-р об отводе земельных участков исполнено, никем не оспорено, не признано не соответствующим законодательству.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 22 июня 2017 года N 16-П, при регулировании гражданско-правовых отношений между публично-правовым образованием и добросовестным приобретателем справедливым было бы переложение неблагоприятных последствий в виде утраты имущества на публично-правовое образование, которое могло и должно было предпринимать меры по его установлению и надлежащему оформлению своего права.
Суд первой инстанции сослался на имеющееся в материалах дела письмо ГП "Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство" от 4 октября 2010 года N 1110 председателю кооператива " < ... > " о том, что земельные участки, переданные в собственность граждан распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 18 марта 2010 года N 678-р для дачного строительства, расположены, согласно решению Севастопольского городского Совета от 13 марта 2007 года N 1644, в рекреационной зоне города Севастополя.
Пунктом 5 части 1 статьи 5 Закона города Севастополя "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации по следующему правилу: рекреационного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов.
Вместе с тем согласно письму Управления государственной службы борьбы с экономической преступностью УМВД Украины в городе Севастополе от 24 мая 2012 года N 4/2683/1 в ходе проведения проверки не было установлено фактов незаконного согласования и выдачи распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 18 марта 2010 года N 678-р о предоставлении в собственность членам ОК "ДСК " < ... > " земельных участков.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, сделан без учета приведенных выше обстоятельств и положений законодательства с существенным нарушением норм материального права. При этом решение суда первой инстанции полностью отвечает требованиям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о законности и обоснованности, вынесено на основании установленных фактических обстоятельств дела в точном соответствии с нормами материального права.
Учитывая, что все имеющие значение для дела обстоятельства в судебных актах установлены, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить апелляционное определение, оставив решение суда в силе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
апелляционное определение Севастопольского городского суда от 6 июня 2017 года отменить.
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 28 марта 2017 года оставить в силе.