ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 мая 2019 г. N 35-АПА19-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Нефедова О.Н.,
при секретаре Гроховской В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго" о признании недействующим приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 19 декабря 2017 г. N 424-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Теплоэнерго" для потребителей городского округа город Ржев муниципального образования Тверской области на 2018 - 2020 годы" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго" на решение Тверского областного суда от 13 декабря 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области Пестовой А.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго" (далее - ООО "Теплоэнерго") обратилось в Тверской областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 19 декабря 2017 г. N 424-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Теплоэнерго" для потребителей городского округа город Ржев муниципального образования Тверской области на 2018 - 2020 годы" в части включения в необходимую валовую выручку затрат на приобретение энергетических ресурсов (газ, электроэнергия) в размере, не обеспечивающем их компенсацию регулируемой организации.
Решением Тверского областного суда от 13 декабря 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Теплоэнерго" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права, и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что суд первой инстанции неправильно оценил имеющиеся в деле доказательства и необоснованно согласился с органом регулирования, который при расчете тарифов на тепловую энергию уменьшил объем выработки тепловой энергии, определив размер потерь тепловой энергии без учета того обстоятельства, что они складываются из фактических потерь в сетях транспортирующей организации и потерь тепловой энергии на участке теплотрассы от узлов учета ООО "Теплоэнерго" до границ балансовой принадлежности. Выводы суда о правильности расчета органа регулирования удельного расхода топлива и электрической энергии привели к ошибочному определению объема топлива и стоимости электрической энергии, необходимой для выработки тепловой энергии.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Главным управлением "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области и прокуратурой Тверской области представлены возражения.
В судебное заседание представители ООО Теплоэнерго", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, заслушав объяснения участвующего в деле лица, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее - ГУ РЭК Тверской области) является органом исполнительной власти Тверской области, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере теплоснабжения (пункты 1 и 13 Положения о Главном управлении "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, утвержденного постановлением правительства Тверской области от 20 октября 2011 г. N 141-пп).
ГУ РЭК Тверской области 19 декабря 2017 г. издан приказ N 424-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Теплоэнерго" для потребителей городского округа город Ржев муниципального образования Тверской области на 2018 - 2020 годы" (далее - приказ от 19 декабря 2017 г. N 424-нп), которым установлены тарифы на тепловую энергию согласно приложению N 1 на период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2020 г.
Приложением N 2 к данному приказу установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов с использованием метода индексации.
Данный приказ является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 21 декабря 2017 г.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству. Расчет затрат по статьям расходов произведен органом регулирования в соответствии с нормативными актами в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В целях реализации указанного Закона Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 г. принято постановление N 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов)).
В соответствии со статьей 9 Закона о теплоснабжении методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестиционного капитала; метод сравнения аналогов.
Согласно пунктами 12 и 13 Правил регулирования цен (тарифов), установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, осуществляемого, в том числе, по предложению регулируемой организации, с приложением необходимых обосновывающих материалов, предусмотренных пунктами 15 и 16 настоящих Правил.
На основании пункта 26 Правил регулирования цен (тарифов) выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации.
На основании постановления администрации города Ржева от 14 ноября 2017 г. N 1053 ООО "Теплоэнерго" является единой теплоснабжающей организацией в пределах зоны своей деятельности на территории муниципального образования город Ржев Тверской области и осуществляет регулируемую деятельность по производству тепловой энергии с использованием имущества, принадлежащего ООО Производственный комплекс "Импульс", на основании договоров аренды от 1 октября 2017 г. N 164, от 1 января 2018 г. N 05.
ООО "Теплоэнерго" 15 ноября 2017 г. обратилось в орган регулирования с заявлением об установлении тарифов с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат), 28 ноября 2017 г. открыто дело об установлении тарифов.
Впервые тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Теплоэнерго" для потребителей города Ржева, были установлены на второе полугодие 2017 г. приказом ГУ РЭК Тверской области от 13 ноября 2017 г. N 193-нп.
Оспариваемым приказом ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2017 г. N 424-нп установлены тарифы на тепловую энергию для ООО "Теплоэнерго" на долгосрочный период регулирования 2018 - 2020 годы методом индексации.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения.
Судом первой инстанции установлено, что при обращении за установлением тарифов на тепловую энергию регулируемой организацией было предложено включить в необходимую валовую выручку на 2018 год расходы на приобретение газа в размере 63 288,99 тыс. руб., электрической энергии в размере 16 853,46 тыс. руб. Органом регулирования учтены в расчете необходимой валовой выручки расходы на приобретение газа в размере 50 425,86 тыс. руб., электрической энергии 5 913,33 тыс. руб.
В силу пунктов 61 и 73 Основ ценообразования расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя включаются в необходимую валовую выручку в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34 - 38 и 66 настоящего документа.
Пунктом 34 Основ установлено, что расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:
1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;
2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;
3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.
Удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива (пункт 35 Основ ценообразования).
Нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии (пункт 36 Основ ценообразования).
Поскольку регулируемая организация в момент обращения с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию не представила доказательств установления Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области нормативов удельного расхода условного топлива, а также с учетом недостаточности представленных материалов, орган регулирования определил величину удельного расхода топлива расчетным путем в размере 156,68 кг/Гкал на основании технологических параметров котельной, имеющихся в договоре аренды, включающих данные о количестве, типе, марке и коэффициенте полезного действия каждого из используемых котлов.
Доводы апелляционной жалобы в части невозможности применения Методических указаний по определению расходов топлива, электрической энергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, разработанные ГУП "Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова" и одобренных Научно-техническим советом Центра энергоресурсосбережения Госстроя России 12 июля 2002 г. N 5, не могут быть приняты во внимание, поскольку данная методика использована органом регулирования в качестве экспертной оценки на основании пункта 31 Основ ценообразования.
Судом первой инстанции установлено, что плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов котельной в 2018 году, тарифным органом снижен с предложенной обществом величины 80 725,70 Гкал до 66 624,53 Гкал за счет уменьшения заявленного обществом объема технологических потерь с 17 270,20 Гкал до 3 331,23 Гкал.
Схема теплоснабжения в микрорайонах "Новые краны" и "Гарнизон", которые обслуживает ООО "Теплоэнерго" состоит из следующих звеньев: ООО "Теплоэнерго" вырабатывает тепловую энергию и по тепловым сетям, принадлежащим ООО "Регионэнергоресурс-Тверь" доставляет выработанную тепловую энергию до потребителей. Потери тепловой энергии возникают в тепловых сетях, принадлежащих ООО "Регионэнергоресурс-Тверь".
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 5 и частью 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии. Утверждение указанных нормативов относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
ООО "Теплоэнерго" в установленном законом порядке нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии не утверждены, поэтому фактические потери тепловой энергии на участке теплотрассы от узлов учета ООО "Теплоэнерго" до границ балансовой принадлежности, обоснованно не учтены регулирующей организацией.
В связи с этим органом регулирования обоснованно принят к расчету полезный отпуск с учетом предложений регулируемой организации в размере 62 698,30 Гкал, включая компенсацию потерь тепловой энергии в сетях ООО "Регионэнергоресурс-Тверь" в размере 3 331,23 Гкал.
Расчет произведен в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования.
Доводы ООО "Теплоэнерго" о неправильном определении расходов на приобретение энергетических ресурсов (за исключением топлива) не влекут отмену по существу правильного решения суда.
В соответствии с пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э, расходы на приобретение энергетических ресурсов (за исключением топлива), холодной воды и теплоносителя в расчетном периоде регулирования рассчитываются по формуле 5, как произведение объема потребления энергетического ресурса и плановой (расчетной) стоимости покупки единицы энергетического ресурса.
При расчете расходов на оплату электроэнергии тарифный орган снизил заявленную обществом сумму 16 853,46 тыс. руб. до 5 913,33 тыс. руб. за счет уменьшения удельного расхода электрической энергии с 40,76 кВт.ч/Гкал до 15,5 кВт.ч/Гкал и годового объема приобретаемой электрической энергии с 3 290,33 тыс. кВт.ч до 1 033 тыс. кВт.ч, а также плановой расчетной цены электроэнергии с 5,12 руб./кВт.ч до 3,89 руб./кВт.ч.
Снижение удельного расхода электрической энергии произошло ввиду непредставления обществом технической документации в отношении технологического оборудования и доказательств использования его в процессе осуществления регулируемой деятельности. Орган регулирования руководствовался отчетными данными организации, ранее осуществляющей регулируемую деятельность на данном оборудовании.
Кроме того, срок установления тарифов с момента обращения 15 ноября до момента их утверждения не позднее 20 декабря 2017 г. составлял чуть более месяца.
Учитывая, что данные расходы являются плановыми, то возникшие фактические расходы при их экономическом обосновании могут быть учтены в последующих периодах регулирования в соответствии с правилами, установленными пунктом 13 Основ ценообразования.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о соответствии оспариваемого приказа действующему законодательству, регулирующему правоотношения в сфере теплоснабжения.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции заявителя в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Тверского областного суда от 13 декабря 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго" - без удовлетворения.