ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2019 г. N 4-АПГ18-34
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ООО "Истра-Гольф" на решение Московского областного суда от 13 сентября 2018 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления ООО "Истра-Гольф" о признании недействующими с момента издания пунктов 26 - 29 Порядка ведения кадастра отходов Московской области, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 января 2016 года N 41-РМ "Об утверждении Порядка ведения кадастра отходов Московской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей ООО "Истра-Гольф" Попова А.А., Шашкова Д.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителей Министерства экологии и природопользования Московской области Помараевой Е.С. и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области Размысловича М.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 января 2016 года N 41-РМ утвержден Порядок ведения кадастра отходов Московской области.
ООО "Истра-Гольф", осуществляющее хозяйственную деятельность в Истринском районе Московской области, обратилось в суд с административным иском об оспаривании указанного распоряжения в части пунктов 26 - 29 Порядка ведения кадастра отходов Московской области.
По мнению административного истца, не опубликованное в печатном издании оспариваемое распоряжение противоречит Уставу Московской области не соответствует требованиям статей 18 и 20 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", поскольку возлагает на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц обязанность представлять в Министерство экологии и природопользования Московской области отчетность, не предусмотренную федеральным законодательством. Все сведения, необходимые для ведения кадастра отходов Московской области, могут быть получены Министерством экологии и природопользования Московской области путем межведомственного взаимодействия из иной отчетности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, предусмотренной Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и иными подзаконными актами.
Решением Московского областного суда от 13 сентября 2018 года в удовлетворении административного иска ООО "Истра-Гольф" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Истра-Гольф" полагает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Московской области представлено возражение.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно статье 4 Закона Московской области от 19 июля 2005 года N 185/2005-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Московской области" распоряжения центральных исполнительных органов государственной власти Московской области размещаются на интернет-портале Правительства Московской области и публикуются в газете "Ежедневные новости. Подмосковье".
В силу пункта 1.4 Положения об интернет-портале Правительства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 13 мая 2014 года N 332/16, в структуру интернет-портала Правительства Московской области входят в том числе официальные сайты центральных исполнительных органов государственной власти Московской области.
При таких обстоятельствах размещение 25 февраля 2016 года оспариваемого нормативного акта на сайте Министерства не может рассматриваться как нарушение порядка его опубликования, как это верно отмечено в решении суда первой инстанции.
Нет оснований не согласиться с суждениями суда о непротиворечии оспариваемых административным истцом пунктов 26 - 29 Порядка ведения кадастра отходов Московской области, которыми регламентированы вопросы периодичности, сроков и способов подачи хозяйствующими субъектами информационных сведений для формирования кадастра отходов Московской области на официальном сайте за отчетный календарный год в соответствии с разделами III - V Порядка.
Оспариваемый Порядок ведения кадастра отходов Московской области устанавливает структуру кадастра отходов Московской области, состав сведений, используемых для ведения Кадастра, последовательность и сроки представления указанных сведений, правила их внесения в Кадастр, а также определяет порядок взаимодействия между участниками отношений, возникающих в ходе ведения Кадастра.
Согласно пунктам 26 - 29 Порядка хозяйствующие субъекты ежегодно в срок до 20 апреля заполняют необходимые для формирования и ведения Кадастра в электронном виде информационные формы исходных сведений Системы сбора данных Кадастра отходов Московской области в соответствии с разделами III - V данного порядка.
По смыслу раздела III речь ведется о сведениях, включаемых в Реестр объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов в Московской области. Такие сведения, как это вытекает из содержания пунктов 8 и 11, представляются хозяйствующими субъектами, на балансе которых находятся объекты размещения отходов или осуществляющими их эксплуатацию, либо хозяйствующими субъектами, на балансе которых находятся объекты обработки, утилизации, обезвреживания отходов или осуществляющими их эксплуатацию (согласно приложениям N 1 и 2).
Банк данных об отходах Московской области, который является самостоятельным разделом Кадастра, ведется на основании сведений (приложение N 3), представляемых хозяйствующими субъектами.
Для обеспечения наполнения сведениями блока "Учет обращения с отходами и их образования" хозяйствующие субъекты заполняют форму исходных данных согласно приложению N 4 к Порядку.
Информационная форма исходных сведений Системы сбора данных Кадастра отходов Московской области "Здания, помещения, сооружения" (приложение N 8 к данному порядку) заполняется хозяйствующими субъектами для обеспечения наполнения сведениями блока "Учет обращения с отходами и их образования" о местонахождении источников образования отходов, количестве и качестве контейнерных площадок.
Для обеспечения наполнения сведениями блока "Лицензии" хозяйствующие субъекты заполняют форму исходных сведений Системы сбора данных Кадастра отходов в Московской области "Лицензии" согласно приложению N 5 к Порядку.
Заполнение информационной формы исходных сведений Системы сбора данных Кадастра отходов Московской области "Нормативы и лимиты" направлено на обеспечение наполнения сведениями блока "Лимиты на размещение отходов".
Что же касается информационной формы исходных сведений Системы сбора данных Кадастра отходов Московской области "Транспортирование" (приложение N 7), то она заполняется хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию.
Банк данных о технологиях утилизации и обезвреживания отходов Московской области является самостоятельным разделом Кадастра и содержит информацию о существующих технологиях утилизации и обезвреживания отходов.
Банк технологий ведется на основании сведений, представляемых хозяйствующими субъектами, на объектах которых внедрены технологии утилизации и обезвреживания отходов, и на основании данных, поступающих из иных источников информации, в том числе от разработчиков технологий утилизации и обезвреживания отходов. Хозяйствующие субъекты, на объектах которых внедрены технологии утилизации и обезвреживания отходов, представляют в Министерство сведения согласно пункту 11 Порядка, то есть по форме сведений Системы сбора данных Кадастра отходов Московской области "Технологии" (приложение N 2 к Порядку).
Анализ приведенных положений в их взаимосвязи с нормами Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" позволяет сделать вывод, что испрашиваемая информация от хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей, в обязанности которых входит представление сведений, не может рассматриваться как возложение дополнительной обязанности, не предусмотренной федеральным законом.
Согласно предписаниям в статье 6 названного федерального закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесены в числе прочих: осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и установление порядка ее представления и контроля; установление порядка ведения регионального кадастра отходов.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что названный федеральный закон, определяя в качестве основных принципов и приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот, предотвращение образования отходов, сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования, обработку, утилизацию и обезвреживание отходов (статья 3) и в связи с этим вводя нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами, по сути, рассматривает государственный кадастр отходов как одну из форм учета деятельности по обращению с отходами, образующимися в процессе потребления (статья 20).
При этом федеральный законодатель не исключает права органов исполнительной власти вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.
Порядок ведения региональных кадастров отходов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 3 статьи 20 названного федерального закона).
То обстоятельство, что приказом министра экологии и природопользования Московской области от 21 марта 2018 года N 55-ПМ признана нецелесообразной дальнейшая эксплуатация государственной информационной системы "Кадастр отходов Московской области" Министерства экологии и природопользования Московской области в связи с переносом ее функционала в государственную информационную систему автоматизации процессов учета и контроля обращения с отходами на территории Московской области (ГИС ИСКОО), не указывает на прекращение действия оспариваемых положений Порядка ведения кадастра отходов Московской области, поскольку понятие регионального кадастра отходов, приведенное в части 3 статьи 20 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, неравнозначно понятию "государственная информационная система Кадастра отходов", используемому органом государственной власти Московской области в оспариваемом нормативном правовом акте и приказе от 21 марта 2018 года N 55-ПМ, на который ссылается апеллянт.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Московского областного суда от 13 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Истра-Гольф" - без удовлетворения.