ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 марта 2019 г. N 51-АПГ18-26
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А., Горчаковой Е.В.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 8 августа 2018 года об удовлетворении административного искового заявления первого заместителя прокурора Алтайского края о признании не действующим в части Положения о порядке назначения, индексации и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности главы муниципального образования город Рубцовск Алтайского края (главы города), выборные должности (городского уровня) в органах государственной власти и управления Алтайского края в период существования Союза СССР и РСФСР, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, утвержденного решением Рубцовского городского Совета депутатов от 22 мая 2008 года N 731.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Засеевой Э.С., полагавшей решение не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Рубцовского городского Совета депутатов от 22 мая 2008 года N 731 (с учетом изменений в части наименования, внесенных решением Рубцовского городского Совета депутатов от 20 апреля 2017 года N 858) утверждено Положение о порядке назначения, индексации и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности главы муниципального образования города Рубцовска Алтайского края (главы города), выборные должности (городского уровня) в органах государственной власти и управления Алтайского края в период существования Союза СССР и РСФСР, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы (далее по тексту - Положение).
Согласно части 1 раздела I Положения (в редакции решения от 20 апреля 2017 года N 858) оно определяет порядок назначения, индексации и выплаты доплаты к пенсии, пенсии за выслугу лет гражданам Российской Федерации, получающим страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, зарегистрированным на территории Алтайского края, замещавшим: должности главы муниципального образования города Рубцовска Алтайского края (главы города); должности муниципальной службы; выборные должности (городского уровня) в органах государственной власти и управления Алтайского края в период существования Союза СССР и РСФСР.
Раздел V Положения закрепляет порядок приостановления, возобновления и прекращения выплаты пенсии за выслугу лет, доплаты к пенсии.
В соответствии с частями 1, 4 раздела V (в редакции решения от 20 апреля 2017 года N 858) выплата пенсии за выслугу лет, доплаты к пенсии не выплачивается в период замещения лицом государственных должностей и муниципальных должностей на постоянной основе, в период нахождения лица на государственной или муниципальной службе и в случае выезда на постоянное место жительства за пределы территории Алтайского края.
При изменении обстоятельств, предусмотренных частью первой раздела V Положения, а также при возвращении лица, получающего доплату к пенсии, пенсии за выслугу лет на постоянное место жительства на территории Алтайского края, выплата возобновляется на основании его заявления в уполномоченный орган с приложением копии распоряжения (приказа) об освобождении от соответствующей должности или нотариально заверенной копии паспорта (для лиц, вернувшихся на территорию Алтайского края для постоянного проживания).
Выплата пенсии за выслугу лет, доплаты к пенсии возобновляются в размере, установленном Положением на дату поступления заявления в уполномоченный орган.
Решение от 22 мая 2008 года N 731 и Положение опубликовано 10 июня 2018 года в газете "Местное время" N 45 (14304), решение от 20 апреля 2017 года N 858 "О внесении изменений в решение Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 22 мая 2008 года N 731 "О порядке назначения, индексации и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности главы муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края (главы города), выборные должности (городского уровня) в органах государственной власти и управления Алтайского края в период существования Союза СССР и РСФСР, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы" с приложением - 25 апреля 2017 года в газете "Местное время", N 31 (15188).
Первый заместитель прокурора Алтайского края обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими части 1 раздела I в части слов "зарегистрированным на территории Алтайского края", части 1 раздела V в той части, в какой предусматривает прекращение выплаты пенсии за выслугу лет лицам, выехавшим за пределы Алтайского края, части 4 раздела V в части слов "пенсии за выслугу лет" Положения, ссылаясь на противоречие нормам Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Алтайского края от 28 октября 2005 года N 78-ЗС "О государственной гражданской службе Алтайского края", Закона Алтайского края от 7 декабря 2007 года N 134-ЗС "О муниципальной службе в Алтайском крае", регулирующим правовые основы назначения пенсии за выслугу лет для муниципальных служащих, с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 8 декабря 2015 года N 32-П, определении от 10 октября 2003 года N 1591-О.
Решением Алтайского краевого суда от 8 августа 2018 года (с учетом определения об исправлении описки от 11 октября 2018 года) административное исковое заявление первого заместителя прокурора удовлетворено.
В апелляционной жалобе Рубцовский городской Совет депутатов Алтайского края просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на наличие у органа местного самоуправления полномочия определять условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих за счет средств бюджета муниципального образования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в редакции от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", либо досрочно назначенной на основании Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к данному федеральному закону. Установление условий предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу статьи 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляются федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.
При этом в статьях 23, 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальным служащим гарантировано пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также предусмотрено распространение прав государственного служащего, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего.
Исходя из приведенных норм федерального законодательства, принципа взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы, статьи 17 Закона Алтайского края от 28 октября 2005 года N 78-ЗС "О государственной гражданской службе Алтайского края", статьи 9 Закона Алтайского края от 7 декабря 2007 года N 134-ЗС "О муниципальной службе в Алтайском крае" наделение органов местного самоуправления полномочием самостоятельного правового регулирования порядка прохождения муниципальной службы в целом и порядка пенсионного обеспечения в частности, как верно указал суд первой инстанции, не предоставляет органам местного самоуправления право действовать произвольно.
Суд правомерно учел позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 8 декабря 2015 года N 32-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 5 части 1 статьи 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки С.И. Федоровой", о том, что право муниципального служащего на получение дополнительного пенсионного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет производно от его предшествующей трудовой деятельности на должностях муниципальной службы, предполагающей выполнение определенных, значимых для общества обязанностей, оно не может связываться с таким условием, как постоянное проживание получателя этой пенсии на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, - в противном случае гражданин, получающий пенсию за выслугу лет, фактически оказывается в ситуации вынужденного выбора и, желая сохранить за собой право на получение данной выплаты, должен отказываться от реализации конституционного права на выбор места пребывания и жительства, что несовместимо с требованиями статьи 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, Судебная коллегия отмечает, что содержащаяся в части 1 раздела I Положения норма об определении порядка назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, зарегистрированным на территории Алтайского края, устанавливает несоразмерные ограничения прав граждан.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в ряде постановлений, в том числе в постановлении от 2 июня 2011 года N 11-П "По делу о проверке конституционности статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина В.Т. Казанцева", факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Соответственно, невыполнение гражданином Российской Федерации обязанности зарегистрироваться по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации в органах регистрационного учета не может служить основанием ограничения или условием реализации его конституционного права на социальное обеспечение, в том числе в процессе выплаты уже назначенной пенсии.
Исходя из изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании оспариваемых норм Положения не действующими в той мере, в какой ими в качестве условий назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, предусмотрены регистрация и место жительства на территории Алтайского края.
Нормы материального и процессуального права применены судом верно, доводам административного ответчика дана надлежащая оценка, апелляционная жалоба не содержит поводов для отмены состоявшегося решения суда.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Алтайского краевого суда от 8 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рубцовского городского Совета депутатов - без удовлетворения.