ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 мая 2019 г. N 53-АПА19-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Гроховской В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фединой Галины Петровны об оспаривании приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. N В-122, в части установления территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером < ... > по апелляционной жалобе Красноярского городского Совета депутатов на решение Красноярского краевого суда от 22 января 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.А., который полагал решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Федина Г.П. обратилась в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. N В-122 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов" (далее - Правила землепользования и застройки), в части отнесения земельного участка с кадастровым номером < ... > , принадлежащего ей на праве собственности, одновременно к двум территориальным зонам.
Административный истец полагает, что нахождение земельного участка одновременно в двух территориальных зонах (рекреационной лесопарковой (Р-1) и территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ) противоречит требованиям градостроительного законодательства, нарушает ее права по использованию земельного участка по назначению и создает неопределенность его правового режима.
Решением Красноярского краевого суда от 22 января 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено, признано не действующим с момента вступления решения суда в законную силу приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки в части отнесения земельного участка с кадастровым номером < ... > к двум территориальным зонам.
В апелляционной жалобе Красноярский городской Совет депутатов просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Административный ответчик указал, что в соответствии с Генеральным планом городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 г. N 7-107 (далее - Генеральный план), частично на территории указанного земельного участка в перспективе предусмотрена автомобильная дорога, в связи с чем в отношении части земельного участка установлена функциональная зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий, а Правилами землепользования и застройки - территориальная зона территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ). Также административный ответчик полагает, что истцом не доказано нарушение его прав оспариваемым нормативным правовым актом.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Исходя из положений части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
С учетом названных норм, а также положений статьи 1 Закона Красноярского края от 25 февраля 2005 г. N 13-3148 "О наделении муниципального образования город Красноярск статусом городского округа" суд сделал правильный вывод о том, что решение Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. N В-122, которым утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, приняты уполномоченным органом в надлежащей форме. Нарушений порядка принятия и опубликования оспариваемого нормативного акта судом не установлено, по этим основаниям решение суда не оспаривается.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 ГрК РФ к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Градостроительное зонирование согласно пункту 6 статьи 1 Кодекса - это разделение территорий городов и других муниципальных образований на зоны в целях установления для каждой из них соответствующих градостроительных регламентов, а к документам градостроительного зонирования относятся правила землепользования и застройки - документ, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). В правила землепользования и застройки наряду с правовыми нормами включаются также карта градостроительного зонирования, на которой отображаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты - нормативные ограничения градостроительной деятельности, вводимые в зависимости от целей использования земельных участков (жилые, торговые, промышленные и т.д.), их размеров, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки (глава 4 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что согласно сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) в отношении земельного участка с кадастровым номером < ... > в соответствии с картой градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск (приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки) установлены территориальные зоны: рекреационная лесопарковая (Р-1) и территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ).
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Между тем, в нарушение указанных требований земельный участок с кадастровым номером < ... > отнесен к двум территориальным зонам.
Вопреки доводам апелляционной жалобы нахождение земельного участка в нескольких территориальных зонах создает неопределенность его правового режима, в связи с чем могут быть нарушены права и законные интересы административного истца на использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда о противоречии муниципального нормативного правового акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям; предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Красноярского краевого суда от 22 января 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Красноярского городского Совета депутатов без удовлетворения.