ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 января 2019 г. N 60-АПГ18-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
Председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению первого заместителя прокурора Камчатского края на решение Камчатского краевого суда от 18 сентября 2018 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании постановления правительства Камчатского края от 7 февраля 2014 года N 68-п "Об утверждении порядка предоставления из краевого бюджета субсидии некоммерческому партнерству содействия развития спорта в Камчатском крае "Северные странствия" на организацию и проведение Камчатской традиционной гонки на собачьих упряжках "Берингия".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением правительства Камчатского края от 7 февраля 2014 года N 68-п утвержден порядок предоставления из краевого бюджета субсидии некоммерческому партнерству содействия развития спорта в Камчатском крае "Северные странствия" на организацию и проведение Камчатской традиционной гонки на собачьих упряжках "Берингия".
Первый заместитель прокурора Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании указанного постановления правительства недействующим, ссылаясь в обоснование своего административного искового требования на то, что данный нормативный правовой акт противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениям пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениям части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", положениям статьи 8 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", части 1 статьи 8 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подпункту "г" пункта 3, подпунктам "а", "б" и "г" пункта 4 общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2017 года N 541.
Решением Камчатского краевого суда от 18 сентября 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционном представлении первый заместитель прокурора Камчатского края просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционного представления губернатором Камчатского края и правительством Камчатского края представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.
Законом Камчатского края от 24 ноября 2017 года N 160 "О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" предусмотрено предоставление субсидии на организацию и проведение Камчатской традиционной гонки на собачьих упряжках "Берингия" некоммерческому партнерству содействия развития спорта в Камчатском крае "Северные странствия".
Согласно пункту 3 оспариваемого порядка предоставления субсидии субсидия предоставляется в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными на эти цели аппарату губернатора и правительства Камчатского края, в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае" государственной программы Камчатского края "Реализация государственной национальной политики и укрепление гражданского единства в Камчатском крае", утвержденной постановлением правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 года N 546-п.
Пунктом 10 части 2.2 раздела 2 и частью 5.9 раздела 5 порядка принятия решений о разработке государственных программ Камчатского края, их формирования и реализации, утвержденного постановлением правительства Камчатского края от 7 июня 2013 года N 235-п, предусмотрено, что государственная программа содержит информацию о финансовом обеспечении государственной программы за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников (с расшифровкой по главным распорядителям средств краевого бюджета, краевым ведомственным целевым программам, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации государственной программы). В целях детализации основных мероприятий государственной программы, обеспечения эффективного мониторинга и контроля реализации мероприятий государственной программы ответственный исполнитель разрабатывает детальный план-график реализации государственной программы на очередной год и на плановый период.
Ответственным исполнителем государственной программы Камчатского края "Реализация государственной национальной политики и укрепление гражданского единства в Камчатском крае" является агентство по внутренней политике Камчатского края, которым в целях реализации данной программы приказами от 30 декабря 2016 года N 109-п и от 5 февраля 2018 года N 15-п утверждены детальные планы-графики реализации указанной программы, предусматривающие в качестве одного из основных мероприятий "Сохранение и развитие национальной культуры, традиций и обычаев коренных малочисленных народов севера, Сибири и Дальнего Востока" подпрограммы "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае" предоставление субсидий на организацию и проведение, включая обустройство трассы гонки, камчатской традиционной гонки на собачьих упряжках "Берингия".
Одним из участников названной выше подпрограммы является аппарат губернатора и правительства Камчатского края, который в соответствии с положением об аппарате губернатора и правительства Камчатского края, утвержденным постановлением правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года N 437-п, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него полномочий, в том числе по основному мероприятию "Сохранение и развитие национальной культуры, традиций и обычаев коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока" подпрограммы "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае" государственной программы Камчатского края "Реализация государственной национальной политики и укрепление гражданского единства в Камчатском крае".
На основании положений пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно подпункту "г" пункта 3 общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2017 года N 541, в целях определения общих положений о предоставлении субсидий указываются категории и критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из данных критериев, в том числе по итогам конкурса, с указанием в правовом акте способов и порядка проведения такого отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете).
В силу подпунктов "а", "б" и "г" пункта 4 названных общих требований к правовым актам при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается следующая информация: перечень документов, предоставляемых получателем субсидии главному распорядителю как получателю бюджетных средств для получения субсидии, а также при необходимости требования к данным документам; порядок и сроки рассмотрения главным распорядителем как получателем бюджетных средств документов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта; размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения и (или) нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника ее получения, за исключением случаев, когда размер субсидии определен законом (решением) о бюджете.
Отклоняя доводы административного истца о противоречии оспариваемого порядка предоставления субсидии приведенным выше положениям федерального законодательства, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что получатель субсидии, а также размер субсидии определены Законом Камчатского края "О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", поэтому данный порядок предоставления субсидии указанным положениям федерального законодательства не противоречит.
Также являются правильными по существу выводы суда первой инстанции об отсутствии противоречия оспариваемого порядка предоставления субсидии положениям части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" и части 1 статьи 8 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку оспариваемый порядок предоставления субсидии, закрепляя предоставление субсидии именно некоммерческому партнерству содействия развития спорта в Камчатском крае "Северные странствия", не может свидетельствовать об устранении, таким образом, конкуренции в связи с тем, что, как было сказано выше, получатель субсидии определен законом субъекта Российской Федерации о бюджете.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии противоречия оспариваемого порядка предоставления субсидии положениям статьи 8 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает обоснованными. В этой части Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласилась с суждениями суда о том, что поскольку нормативных правовых актов, подтверждающих статус гонки "Берингия", как официального спортивного мероприятия, не принималось ни на уровне Камчатского края, ни на уровне Российской Федерации, постольку являются несостоятельными доводы административного истца о том, что данная гонка относится к спортивной дисциплине в соответствии с правилами вида спорта "ездовой спорт" и подлежит обязательному включению в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъекта Российской Федерации, финансирование которого должно осуществляться по установленным нормам расходов.
Таким образом, обжалуемое решение Камчатского краевого суда является законным и обоснованным, оснований для отмены данного решения суда по доводам апелляционного представления не имеется. Доводы, приведенные первым заместителем прокурора Камчатского края в апелляционном представлении на указанное решение суда, повторяют правовую позицию административного истца, изложенную в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку в решении, оснований не согласиться с которой Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не установила.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Камчатского краевого суда от 18 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление первого заместителя прокурора Камчатского края - без удовлетворения.