ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 февраля 2018 г. N 66-АПГ17-43
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административным исковым заявлениям Федерального агентства лесного хозяйства, Межрегионального территориального управления государственного имущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае о признании не действующим в части решения Думы Молодежного муниципального образования Иркутского района Иркутской области от 13 декабря 2012 г. N 04-18/дсп "Об утверждении генерального плана Молодежного муниципального образования"
по апелляционной жалобе главы Молодежного муниципального образования на решение Иркутского областного суда от 29 августа 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., возражения представителя Федерального агентства лесного хозяйства Прасолова А.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
муниципальное образование "Молодежное муниципальное образование" (далее также - Молодежное муниципальное образование) наделено статусом сельского поселения и входит в состав муниципального образования "Иркутское районное муниципальное образование Иркутской области", расположенного на территории Иркутской области. В состав территории Молодежного муниципального образования входят земли следующих населенных пунктов: пос. Молодежный и пос. Новая Разводная (статья 1 Закона Иркутской области от 16 декабря 2004 г. N 94-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований Иркутского района Иркутской области", статья 5 Устава Иркутского районного муниципального образования, утвержденного решением районной Думы Иркутского района от 31 марта 1999 г. N 20-96/рд, статья 4 Устава Молодежного муниципального образования).
Решением Думы Молодежного муниципального образования от 13 декабря 2012 г. N 04-18/дсп утвержден Генеральный план Молодежного муниципального образования (далее также - Генеральный план, Решение N 04-18/дсп).
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также - Рослесхоз) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, реорганизованное в Межрегиональное территориальное управление государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее также - МТУ Росимущества), обратились в Иркутский областной суд с административными исковыми заявлениями о признании не действующим с момента принятия Генерального плана в части включения в границы населенных пунктов Молодежного муниципального образования лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Иркутская область, Иркутский район, Иркутское лесничество, Хомутовское участковое лесничество, Технический участок N 11 (ИРГСХА).
Требования Рослесхоза касаются лесных участков, включенных в границы: пос. Молодежный в кварталах 1 (выделы 1 - 12, выдел 13 (часть), выделы 14 - 19, выдел 20 (часть), выделы 21 - 26, выдел 27 (часть), выделы 28 - 30, выдел 31 (часть)), 2 (полностью), 3 (выделы 1, 3, 4, 8 - 10, 13, 14, 16, 19 - 22, 24, 25, 27, 30 - 41); пос. Новая Разводная в квартале 2 (выдел 2).
Требования МТУ Росимущества касаются лесных участков, включенных в границы: пос. Молодежный в кварталах 1, 2, 3 (выделы 1, 3, 4, 8 - 10, 13, 14, 16, 19 - 22, 24, 25, 27, 30 - 41); пос. Новая Разводная в квартале 2 (выделы 2, 3).
Требования мотивированы тем, что Решением N 04-18/дсп находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы населенных пунктов Молодежного муниципального образования с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана, предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), Порядком согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) от 27 февраля 2012 г. N 69 (далее также - Порядок согласования). Оспариваемым актом в нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.
Решением Иркутского областного суда от 29 августа 2017 г. административное исковое заявление МТУ Росимущества удовлетворено частично, административные исковые требования Рослесхоза удовлетворены в полном объеме: Генеральный план признан не действующим в части включения в границы населенных пунктов Молодежного муниципального образования Иркутского района лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Иркутская обл., Иркутский р-н, Иркутское лесничество, Хомутовское участковое лесничество, Технический участок N 11 (ИРГСХА), а именно, пос. Молодежный в кварталах 1 (выделы 1 - 12, выдел 13 (часть), выделы 14 - 19, выдел 20 (часть), выделы 21 - 26, выдел 27 (часть), выделы 28 - 30, выдел 31 (часть)), 2 (полностью), 3 (выделы 1, 3, 4, 8 - 10, 13, 14, 16, 19 - 22, 24, 25, 27, 30 - 41); пос. Новая Разводная в квартале 2 (выделы 2, 3).
В апелляционной жалобе глава Молодежного муниципального образования просит решение суда первой инстанции отменить, как необоснованное и постановленное с нарушением норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов указывает, что согласно сведениям Управления Росреестра по Иркутской области спорные земельные участки имели категорию "земли сельскохозяйственного назначения" и "земли населенных пунктов". Заключением эксперта от 31 июля 2017 г., природохозяйственной картой Иркутской области, картой-схемой деления территории Иркутского лесничества Иркутской области по участковым лесничествам, дачам, техническим участкам, а также другими документами подтверждается отсутствие земель или земельных участков лесного фонда, включенных оспариваемым Генеральным планом в границы населенных пунктов. Судом не принято во внимание, что с 2012 г. по сентябрь 2017 г. на основании Генерального плана реализованы права граждан и организаций, связанные с предоставлением земельных участков. Заключение эксперта от 21 июля 2017 г. не может быть признано допустимым доказательством, поскольку эксперт не был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и Федеральным агентством лесного хозяйства представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 ГрК РФ, пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакциях, действовавших на дату принятия Решения N 04-18/дсп, утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Утвержденным названным решением Генеральным планом установлены границы населенных пунктов: пос. Молодежный и пос. Новая Разводная.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 ЗК РФ). Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона N 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Как усматривается из материалов дела, лесной участок с условным номером 38-38-01/103/2010-993, из категории земель лесного фонда, общей площадью 265 181,0995 га, расположенный по адресу: Иркутская обл., Иркутский р-н, Иркутское лесничество, находится в федеральной собственности (регистрационная запись Единого государственного реестра недвижимости от 11 января 2011 г.).
В ходе мероприятий, осуществленных Рослесхозом и ФГБУ "Рослесинфорг", установлено наложение границ пос. Молодежный и пос. Новая Разводная и границ находящихся в федеральной собственности земельных участков из состава земель лесного фонда Хомутовского участкового лесничества Иркутского лесничества.
Согласно абзацу третьему пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 ЛК РФ также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).
В период подготовки Генерального плана Молодежного муниципального образования действовал порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. N 69.
Пунктом 2.1 названного порядка предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 ГрК РФ.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" (далее - Постановление N 736) Рослесхоз был уполномочен осуществлять согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов на дату утверждения оспариваемого нормативного правового акта.
В соответствии с частью 7 статьи 9 ГрК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования не менее чем за три месяца до их утверждения.
В части 8 данной статьи установлено, что органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 ГрК РФ об обеспечении доступа к проектам территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.
Установив допущенные органами местного самоуправления нарушения статьи 28 ГрК РФ при проведении процедуры публичных слушаний в отношении проекта Генерального плана и принимая во внимание, что доказательств размещения проекта Генерального плана в информационной системе административным ответчиком не представлено, то есть в нарушение правил статьи 25 ГрК РФ проект Генерального плана утвержден без согласования с Рослесхозом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных административными истцами требований.
Доводы апелляционной жалобы воспроизводят позицию представителя административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что нет подтверждения включения в границы населенных пунктов спорных лесных участков, опровергаются материалами дела.
В силу части 2 статьи 69 ЛК РФ (в редакции, применяемой к спорным отношениям) местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
Кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", согласно которому участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Наложение границ земель населенных пунктов на земли лесного фонда подтверждено материалами дела, в том числе заключением ФГБУ "Рослесинфорг", схемой совмещения границ, планом лесонасаждений по лесоустройству 2002 г., лесохозяйственным регламентом Иркутского лесничества, картой-схемой деления территории Иркутского лесничества Иркутской области по участковым лесничествам, дачам и техническим участкам, выпиской из государственного лесного реестра, таксационными описаниями.
Суд первой инстанции, учитывая допускавшуюся Основами лесного законодательства Российской Федерации возможность нахождения участков лесного фонда в пользовании сельскохозяйственных организаций без исключения этих участков из земель лесного фонда и принимая во внимание отсутствие данных о переводе в установленном законом порядке и уполномоченным органом земель лесного фонда в иную категорию до момента утверждения Генерального плана Молодежного муниципального образования, обоснованно отклонил доводы административного ответчика о том, что спорные земельные участки относились к землям сельскохозяйственного назначения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, признавшего недопустимым доказательством заключение повторной экспертизы, при проведении которой эксперты федерального бюджетного учреждения "Иркутская лаборатория судебной экспертизы" вышли за пределы специальных познаний, дав правовую оценку приобщенным к материалам дела доказательствам и проведя исследования без учета плана технического участка N 11 Кайского участкового лесничества (лесоустройство 2002 г.).
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда о наличии наложения границ населенных пунктов Молодежного муниципального образования на земли Хомутовского участкового лесничества обусловлены не экспертным заключением саморегулируемой организации Ассоциация "Объединение кадастровых инженеров" от 21 июля 2017 г., а сделаны на основании оценки и анализа представленных сторонами в материалы дела документов.
Положения Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ, вносящего изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Закон N 172-ФЗ, правильность выводов суда первой инстанции не опровергают и не дают оснований для исключения спорных участков из категории земель лесного фонда.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Судебная коллегия находит несостоятельными, они аналогичны возражениям на административное исковое заявление, являлись предметом проверки и оценки судом первой инстанции, должным образом мотивированы в решении суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Иркутского областного суда от 29 августа 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Молодежного муниципального образования - без удовлетворения.