ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2018 г. N 49-АПГ18-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Горьковской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения филиала открытого акционерного общества "РЖД" "Трансэнерго" об оспаривании постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 декабря 2016 г. N 851 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан"
по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Горьковской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" "Трансэнерго" на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 сентября 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Горьковской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" "Трансэнерго" Шкуркиной Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам по доверенности Зиновьевой О.А., представителя общества с ограниченной ответственностью "Башкирэнерго" Лукашова А.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам (далее - Комитет, регулирующий орган) постановлением от 28 декабря 2016 г. N 851 установил на 2017 - 2021 гг. двухставочные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан (далее - Постановление N 851) согласно приложению 3 к названному постановлению в том числе для взаиморасчетов между обществом с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" и Горьковской дирекцией по энергообеспечению - структурного подразделения филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" "Трансэнерго" (далее также - Горьковская дирекция, Сетевая организация).
Ставка на оплату технологического расхода (потерь) Горьковской дирекции установлена равной 0.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее также - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о признании не действующим Постановления N 851 со дня принятия в части установления необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии для общества в лице Горьковской дирекции на 2017 г. в размере 0 руб.
Административный истец указывает, что утверждение нулевой ставки на оплату потерь привело к установлению НВВ на оплату технологического расхода в экономически необоснованном размере вопреки представленным обществом обосновывающим документам.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 сентября 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение.
Прокуратура Республики Башкортостан подала возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Государственное регулирование деятельности субъектов в сфере электроэнергетики осуществляется: на основе положений Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике); принятых в соответствии с ним Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178; и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 с последующими изменениями (далее - Методические указания N 20-э/2). Названные акты при рассмотрении дела применяются в редакции, действующей на дату принятия Постановления N 851 в оспариваемой редакции.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат государственному регулированию. Тарифы для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункты 1 и 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования).
Как усматривается из материалов дела, Постановление N 851 принято уполномоченным органом при наличии необходимого кворума коллегиального органа (пункты 1.1, 4.1, 6.2, 6.3, подпункт 3.1.1 пункта 3.1 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 5 сентября 2013 г. N 404) и 30 декабря 2016 г. размещено на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (http://www.npa.bashkortostan.ru).
Горьковская дирекция осуществляет деятельность по передаче электрической энергии на территории Республики Башкортостан и соответствует критериям территориальных сетевых организаций. Кроме того, использует поступающую в сеть электрическую энергию для собственных нужд, в частности ведения иной деятельности. Согласно экспертному заключению регулирующего органа и выписке из протокола Комитета, на основании заявления Горьковской дирекции регулирующий орган методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки утвердил оспариваемые тарифы, при этом установил размер ставки на оплату технологического расхода (потерь) на 2017 г. в размере 0 руб./МВт.ч, указав, что обществом не представлено достоверных сведений в отношении объема потерь.
Верховный Суд Республики Башкортостан, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что отсутствуют основания для признания недействующим Постановления N 851, поскольку представленные Горьковской дирекцией документы достоверно не подтверждают объем заявленных обществом потерь электрической энергии.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с судом первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний N 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Согласно пункту 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, рассчитываемого перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования, рассчитываются в планируемом размере.
Величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций определяется в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования. Уровень потерь электрической энергии территориальной сетевой организации устанавливается на каждый последующий год долгосрочного периода регулирования равным уровню потерь, установленному на первый год долгосрочного периода регулирования.
Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации определяется в процентах от величины суммарного отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации по формуле, предусмотренной пунктом 40(1) Основ ценообразования. Согласно данной формуле уровень потерь рассчитывается как отношение величины отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации за последний истекший год по соответствующему уровню напряжения за вычетом объема переданной электрической энергии категориям потребителей, указанным в данном пункте (переменная WOCi), умноженной на минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям для соответствующей группы территориальных сетевых организаций на соответствующем уровне напряжения, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации (далее также - Минэнерго России), и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации на соответствующем уровне напряжения за последний истекший год (переменная n1) к величине суммарного отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации за последний истекший год за вычетом объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, переданным в аренду территориальным сетевым организациям (переменная WОСсумм).
При этом переменная n1 рассчитывается как минимальное значение процента фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации за последний истекший год по соответствующему уровню напряжения (тыс. кВт.ч) от отпущенной электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации за тот же период по соответствующему уровню напряжения за вычетом объема переданной электрической энергии потребителям, указанным в данном пункте, и норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций на соответствующем уровне напряжения, утвержденного Минэнерго России для j-ой группы территориальных сетевых организаций, определяемой по данным за последний истекший год.
Размер фактических потерь энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, переданной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к данной электрической сети, а также объемом электрической энергии, которая передана в электрические сети других сетевых организаций (пункт 50 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861).
В соответствии с частями 1, 9 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Оснащать приборами учета сети, через которые передаются энергетические ресурсы, обязаны организации, осуществляющие, в частности, передачу электрической энергии, сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению такими приборами учета.
Между тем Горьковской дирекцией не представлены показания приборов учета, относимых на собственное потребление, необходимых для фактического расчета объема потерь в сетях.
В обоснование заявленного уровня потерь в размере 4,66% величины суммарного полезного отпуска электрической энергии в электрическую сеть Горьковской дирекции и объема потерь в размере 2,499 млн кВт.ч, истец представил заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - Гарантирующий поставщик) договор купли-продажи электрической энергии (мощности) для компенсации потерь в электрических сетях от 1 августа 2014 г. с дополнительными соглашениями, продлевающими действие договора в том числе на 2015 - 2016 гг.
Согласно указанному договору объем потерь в сетях определяется от величины электрической энергии, отпущенной из сети Горьковской дирекции потребителям Гарантирующего поставщика и иным сетевым организациям, умноженной на процент нормы технологических потерь. Однако данный способ не предусмотрен пунктом 40(1) Основ ценообразования для расчета фактических потерь электрической энергии в электрических сетях, в связи с чем регулирующий орган обоснованно не принял предложенное сетевой организацией значение уровня потерь.
Иные документы, обосновывающие заявленное Горьковской дирекцией значение потерь, поступившие в регулирующий орган по электронной почте, не были подписаны уполномоченным лицом Сетевой организации, следовательно, в силу пункта 12 Правил регулирования цен у Комитета отсутствовали основания для их регистрации в порядке пункта 20 названных правил.
С учетом изложенных обстоятельств Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 сентября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Горьковской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения филиала открытого акционерного общества "РЖД" "Трансэнерго" без удовлетворения.