ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июня 2018 г. N 33-АПГ18-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Борисовой Л.В. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ленинградской области о признании не действующим в части решения совета депутатов муниципального образования "Высоцкое городское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области от 9 августа 2013 г. N 189 "Об утверждении генерального плана муниципального образования "Высоцкое городское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области"
по апелляционной жалобе совета депутатов муниципального образования "Высоцкое городское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 19 марта 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителя администрации муниципального образования "Высоцкое городское поселение" Выборгского района Ленинградской области по доверенности Сорокиной С.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением совета депутатов муниципального образования "Высоцкое городское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области от 9 августа 2013 г. N 189 (далее также - Решение N 189) утвержден генеральный план муниципального образования "Высоцкое городское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области (далее также - Генеральный план).
Заместитель прокурора Ленинградской области обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Генерального плана в части включения в границы г. Высоцк участков, расположенных на землях лесного фонда в кварталах 1 (выделы 1 - 3, 5 - 7, 9, 10, 16), 2 (выделы 3, 4, 11, 33), 4 (выделы 6, 8, 9, 15, 16, 20 - 22, 29, 32, 35, 40), 6, 9 (выделы 1 - 3) Советского участкового лесничества Рощинского лесничества.
В обоснование заявленных требований заместитель прокурора указал, что Решением N 189 находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы указанного населенного пункта с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана, предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) и приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) от 27 февраля 2012 г. N 69 "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований".
Решением Ленинградского областного суда от 19 марта 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено: оспариваемые положения Решения N 189 признаны не действующими со дня вступления судебного постановления в законную силу.
В апелляционной жалобе совет депутатов муниципального образования "Высоцкое городское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении предъявленных требований. Полагает, что допущенное нарушение трехмесячного срока обеспечения доступа к проекту Генерального плана и материалам его обоснования в информационной системе территориального планирования не может служить основанием для удовлетворения иска, поскольку в указанный срок заключений о необходимости изменения проекта не поступало. Указывает на отсутствие доказательств, подтверждающих постановку перечисленных в административном иске лесных участков на кадастровый учет. Считает, что земли лесного фонда попадают в границы поселения, поскольку эти границы совпадают с границами муниципального образования, межселенные территории в котором отсутствуют. В жалобе также обращается внимание, что часть спорных участков была переведена в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, их собственником является ООО "Криогаз-Высоцк", не привлеченное к участию в деле.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором Ленинградской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 ГрК РФ, пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Решение N 189 принято уполномоченным органом в надлежащей форме, официально опубликовано в установленном порядке и по этим основаниям не оспаривается.
Исходя из положений пункта 1 статьи 8 и подпункта 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ, части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) при установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона N 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Как усматривается из материалов дела, включение лесных участков в границы населенного пункта г. Высоцк было предусмотрено изначально при осуществлении подготовки проекта Генерального плана. Эти границы в дальнейшем и были утверждены оспариваемым нормативным правовым актом, что не оспаривается лицами, участвующими в деле, и подтверждается материалами дела, в частности самим Генеральным планом, выполненным ФГБУ "Рослесинфорг" картографическим наложением границ населенного пункта (со схемы функциональных зон) на границы Советского участкового лесничества и ответом главного лесничего Рощинского лесничества.
Вместе с тем нахождение в федеральной собственности спорных земель обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).
Федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов, в период подготовки оспариваемого акта в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404, и пунктами 1 и 2 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 (далее - Положение), являлся Рослесхоз. До 1 января 2015 г. в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 к полномочиям Рослесхоза относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов. Кроме того, подпунктом 5.4.3 Положения в действующей редакции за Рослесхозом сохранены полномочия на рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Как следует из частей 7 и 8 статьи 25 ГрК РФ согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в этот орган уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования. В случае непоступления в установленный срок главе муниципального образования заключений на проект генерального плана от уполномоченного федерального органа исполнительной власти данный проект считается согласованным с таким органом.
Рассматривая заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый Генеральный план был принят с нарушением установленного порядка, поскольку утвержден советом депутатов муниципального образования "Высоцкое городское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области 9 августа 2013 г. до истечения трехмесячного срока, предусмотренного для согласования частью 7 статьи 25 ГрК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что допущенное нарушение трехмесячного срока обеспечения доступа к проекту Генерального плана и материалам его обоснования в информационной системе территориального планирования не может служить основанием для удовлетворения иска, поскольку в указанный срок заключений о необходимости изменения проекта не поступало, свидетельствуют о согласии представительного органа местного самоуправления с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением установленного порядка, что также подтверждает правильность выводов суда первой инстанции.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что при подготовке проекта Генерального плана нарушена предусмотренная ГрК РФ процедура согласования, а также документально подтвержден факт наложения границ населенного пункта на участки лесного фонда, на основании пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и разъяснений, изложенных в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания Решения N 189 не действующим в оспариваемой части.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно определены судом и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выводы суда не опровергают, аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой дана в судебном акте надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Ссылки совета депутатов муниципального образования "Высоцкое городское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области в апелляционной жалобе на отсутствие у прокурора полномочий на предъявление административного иска не соответствуют административно-процессуальному законодательству, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.
Как усматривается из содержания административного иска, заместитель прокурора Ленинградской области указал на то, что оспариваемый нормативный правовой акт в рассматриваемой части нарушает как права Российской Федерации на владение, пользование, распоряжение участками лесного фонда, так и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обеспечиваемую, в том числе путем сохранения лесных территорий, в связи с чем защита нарушенных прав Российской Федерации, неопределенного круга лиц осуществляется прокурором в соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что прокуратурой не представлено доказательств, подтверждающих, что оспариваемые лесные участки поставлены на кадастровый учет, также являются несостоятельными, поскольку спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда, правообладателем которых является Российская Федерация, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от 16 июня 2011 г.
Вопросы же об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населенного пункта, уточнения их местоположения не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Подлежит отклонению и довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не привлек к участию в деле ООО "Криогаз-Высоцк", так как суд не разрешал вопроса о правах и обязанностях указанного лица.
Иные доводы апелляционной жалобы совета депутатов муниципального образования "Высоцкое городское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ленинградского областного суда от 19 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу совета депутатов муниципального образования "Высоцкое городское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.