ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 января 2018 г. N 86-АПГ17-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе избирательной комиссии Владимирской области на решение Владимирского областного суда от 19 сентября 2017 года, которым удовлетворен административный иск уполномоченного представителя инициативной группы Совета регионального отделения во Владимирской области Политической партии "Партия народной свободы" (ПАРНАС) по проведению референдума Владимирской области о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии Владимирской области от 9 июня 2017 года N 65 "О ходатайстве Совета регионального отделения во Владимирской области Политической партии "Партия народной свободы" (ПАРНАС) о регистрации в качестве инициативной группы по проведению референдума Владимирской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителей избирательной комиссии Владимирской области Бриль Е.В. и Исаевой Н.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
9 июня 2017 года избирательной комиссией Владимирской области принято постановление N 65, которым отказано в удовлетворении ходатайства Совета регионального отделения во Владимирской области Политической партии "Партия народной свободы" (ПАРНАС) (далее - Совет регионального отделения) о регистрации в качестве инициативной группы по проведению референдума Владимирской области (далее - Постановление). Отказ мотивирован тем, что не представлены документы, предусмотренные пунктами 4, 6, 7 статьи 56.1 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 года N 10-ОЗ "Избирательный кодекс Владимирской области".
Уполномоченное лицо инициативной группы по проведению референдума Владимирской области Галинкина А.З. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным и отмене Постановления, ссылаясь на то, что 31 мая в избирательную комиссию Владимирской области подано ходатайство Совета регионального отделения о регистрации в качестве инициативной группы по проведению референдума Владимирской области по проекту закона Владимирской области "О порядке избрания глав городских округов, глав муниципальных районов во Владимирской области на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и их месте в системе органов местного самоуправления". Одновременно представлен протокол заседания Совета регионального отделения от 11 мая 2017 года, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. При этом административный истец полагает, что требование представить иные документы, не предусмотренные пунктом 4 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", противоречит положениям данного закона. В этой связи считает, что нарушено право Совета регионального отделения на выдвижение инициативы проведения референдума и ее реализацию.
Решением Владимирского областного суда от 19 сентября 2017 года административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе избирательная комиссия Владимирской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы (пункт 2).
В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума (пункт 3).
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума (пункт 4).
Комиссия, указанная в пункте 2 данной статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы (пункт 5).
Аналогичный порядок реализации инициативы проведения референдума во Владимирской области закреплен пунктами 2 - 5 статьи 107 Избирательного кодекса Владимирской области.
Удовлетворяя административный иск, суд указал на то, что федеральным законом не предусмотрена обязанность предоставления одновременно с ходатайством инициативной группы по проведению референдума документов в отношении уполномоченного представителя по финансовым вопросам. Как указывалось выше, пунктом 4 статьи 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено предоставление с ходатайством инициативной группы только протокола собрания, на котором принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. Данное требование инициативной группой Совета регионального отделения во Владимирской области Политической партии "Партия народной свободы" (ПАРНАС) по проведению референдума было выполнено.
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о соблюдении инициативной группой Совета регионального отделения во Владимирской области политической партии "Партия народной свободы" (ПАРНАС) по проведению референдума требований федерального и регионального законодательства на стадии подачи ходатайства о регистрации и незаконности отказа в регистрации инициативной группы по основаниям, указанным в оспариваемом Постановлении.
При этом Судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случаях, установленных законом, инициативная группа по проведению референдума обязана назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется комиссиями в порядке, установленном законом.
Под законом в силу подпункта 17 статьи 2 названного Федерального закона понимаются, в том числе законы субъектов Российской Федерации.
Обязанность инициативной группы по проведению референдума назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам закреплена и в пункте 2 статьи 56.1 Избирательного кодекса Владимирской области. В соответствии с пунктом 7 этой же статьи уполномоченные представители, в том числе по финансовым вопросам, подлежат регистрации соответственно окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования, избирательной комиссией Владимирской области в течение трех дней со дня представления в комиссию установленных данным Кодексом документов, за исключением уполномоченных представителей, в том числе по финансовым вопросам, инициативной группы по проведению референдума, отзыва, иной группы референдума, которые регистрируются одновременно с регистрацией инициативной группы по проведению референдума, отзыва, иной группы референдума при представлении в комиссию установленных настоящим Кодексом документов. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам производится при предъявлении уполномоченным представителем паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, на основании доверенности, списка назначенных уполномоченных представителей с приложением согласий указанных лиц, а для уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательного объединения также решения уполномоченного органа избирательного объединения о их назначении.
Поскольку в силу пункта 8 статьи 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 8 статьи 107 Избирательного кодекса Владимирской области регистрация инициативной группы по проведению референдума осуществляется избирательной комиссией после того, как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации признает, что выносимый на референдум вопрос отвечает требованиям закона, не исключается возможность представления необходимых документов в отношении уполномоченных представителей по финансовым вопросам, регистрация которых осуществляется одновременно с регистрацией инициативной группы, до принятия избирательной комиссией решения о такой регистрации.
Следовательно, оспариваемое Постановление избирательной комиссии Владимирской области об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума до одобрения Законодательным Собранием Владимирской области выносимого на референдум вопроса требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Избирательного кодекса Владимирской области не соответствует.
Довод административного ответчика о том, что аналогичные положения о регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам содержатся в Федеральном конституционном законе "О референдуме Российской Федерации", необходимо признать ошибочным, так как при наличии единых принципов организации выборы и референдумы имеют специфику правового регулирования в зависимости от их типа и уровня проведения. Более того избирательной комиссией Владимирской области оставлено без внимания, что в силу статьи 15 названного Конституционного закона решение о регистрации инициативной группы, уполномоченных представителей по финансовым вопросам принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации также после одобрения ею вопроса референдума и регистрации региональных подгрупп более чем в половине субъектов Российской Федерации в случае принятия уполномоченными представителями этих подгрупп решения об обращении в ЦИК РФ с ходатайством о регистрации инициативной группы.
Довод административного ответчика о невозможности реализации права на проведение референдума, в частности, невозможности создания фонда референдума при отсутствии зарегистрированных уполномоченных представителей по финансовым вопросам, является обоснованным, однако, на правильность принятого судом решения не влияет, поскольку ни Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ни Избирательный кодекс Владимирской области, устанавливающий одновременность регистрации инициативной группы и регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам, не предусматривает обязанность предоставления документов в отношении таких уполномоченных представителей на стадии подачи ходатайства о регистрации инициативной группы.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, материальный и процессуальный законы не нарушены, решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для отмены такого решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Владимирского областного суда от 19 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу избирательной комиссии Владимирской области - без удовлетворения.