ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 декабря 2021 г. N 48-КАД21-17-К7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи дело по административному исковому заявлению Ждановой Т.В. об оспаривании распоряжения Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Красноармейского муниципального района об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по кассационной жалобе Ждановой Т.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 2 марта 2021 г., кассационное определение судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Александрова В.Н., пояснения представителя административного истца Марьяновского М.Л., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Жданова Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Красноармейского муниципального района (далее также - Комитет) о признании незаконным распоряжения от 7 июля 2020 г. N 287-Р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: < ... > (далее - распоряжение N 287-Р), о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером < ... > .
Требования мотивировала тем, что обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра по Челябинской области) в целях установления границ принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером < ... > , однако кадастровый учет изменений регистрирующим органом приостановлен в связи с тем, что границы указанного земельного участка пересекают границы другого земельного участка с кадастровым номером < ... > , кадастровый учет которого произведен на основании распоряжения N 287-Р.
Решением Красноармейского районного суда Челябинской области от 10 ноября 2020 г. административный иск Ждановой Т.В. удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 2 марта 2021 г., оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от И мая 2021 г., указанное решение отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, Жданова Т.В. просит отменить апелляционное определение в связи с неправильным применением норм процессуального и материального права.
Удовлетворяя исковое заявление Ждановой Т.В., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у административного ответчика имелись основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером < ... > , поскольку границы земельных участков согласно сведениям государственного кадастра недвижимости были установлены, следовательно, оспариваемое распоряжение принято с нарушением требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Отменяя решение суда первой инстанции и направляя дело на новое рассмотрение, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда исходила из того, что имеется наложение границ двух смежных земельных участков, свидетельствующее о наличии спора об установлении границ земельных участков между физическими лицами, который подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, в связи с чем судом первой инстанции неправильно определены вид судопроизводства и круг обстоятельств, подлежащих доказыванию.
Выводы суда являются ошибочными, основанными на неправильном толковании норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ в порядке административного судопроизводства гражданин вправе оспорить в том числе решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 2 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, установлен статьей 39.29 ЗК РФ, согласно пункту 8 которой в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 данной статьи.
В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным кодексом.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
При принятии оспариваемого распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Красноармейского муниципального района действовал как орган, наделенный публичными функциями в силу норм действующего законодательства.
Требования административного истца Ждановой Т.В. вытекают из публичных правоотношений, не носят гражданско-правового характера и не рассматриваются в порядке искового производства, поскольку данные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, спор подлежит рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 2 марта 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11 мая 2021 г. отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Челябинский областной суд.