ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 сентября 2023 г. N 1-ИКАД23-1-А2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Абакумовой И.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Сухарева Владимира Юрьевича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 1 сентября 2023 года по административному делу N 3а-332/2023 по его административному иску об отмене регистрации кандидата в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 9 Адаева Александра Вячеславовича.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя административного истца Кучмезова М.З., представителя Северодвинской городской территориальной избирательной комиссии N 2 и избирательной комиссии Архангельской области Прилуцкой Н.Н., считающей кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 7 июня 2023 года N 2023 выборы депутатов Архангельского областного Собрания депутатов восьмого созыва назначены на 10 сентября 2023 года.
Постановлением Избирательной комиссии Архангельской области от 1 июня 2023 года N 46/333-7 полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Архангельского областного Собрания депутатов восьмого созыва по одномандатным избирательным округам N 9 - 10 (далее - ОИК) возложены на Северодвинскую городскую территориальную избирательную комиссию N 2 (далее - ТИК N 2).
Постановлением ТИК N 2 от 12 июля 2023 года N 85/373 Сухарев В.Ю., выдвинутый избирательным объединением "Архангельское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России", зарегистрирован кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов восьмого созыва (далее - кандидат в депутаты) по одномандатному избирательному округу N 9.
Постановлением ТИК N 2 от 20 июля 2023 года N 88/383 Адаев А.В., выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ", зарегистрирован кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу.
Сухарев В.Ю. обратился в суд с административным иском об отмене регистрации кандидата Адаева А.В., указав на несоблюдение избирательным объединением требований пункта 3.1 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ), поскольку Адаев А.В. является членом иной политической партии, что является основанием для отмены его регистрации кандидатом в депутаты на основании подпункта "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Решением Архангельского областного суда от 18 августа 2023 года административное исковое заявление удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 1 сентября 2023 года названный судебный акт отменен, принято новое решение, которым в удовлетворении требования Сухарева В.Ю. отказано.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Сухарев В.Ю. ставит вопрос об отмене апелляционного определения ввиду существенного нарушения норм материального права и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия считает, что таких оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах определены Федеральным законом N 67-ФЗ, предусматривающим возможность отмены регистрации кандидата судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в том числе в случае выявления вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации выдвинутого политической партией кандидата (подпункт "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ).
Одним из таких обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом N 95-ФЗ, в соответствии с пунктом 3.1 статьи 36 которого политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.
Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя, в частности, право вступать в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий (статья 2 Федерального закона N 95-ФЗ).
Условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии регламентируются уставом этой партии (подпункт "в" пункта 2 статьи 21 Федерального закона N 95-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 21 Федерального закона N 95-ФЗ установленный порядок должен соответствовать нормам статьи 2 и пункта 1 статьи 23 этого же закона, предусматривающим добровольность членства в политической партии и беспрепятственный выход из нее.
Устав Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России принят на XIII съезде ЛДПР 13 декабря 2001 года в г. Москве (с изменениями на XV съезде ЛДПР 26 декабря 2003 года в г. Москве, на XVI съезде ЛДПР 13 декабря 2004 года в г. Москве, на XVII съезде ЛДПР 13 декабря 2005 года в г. Москве, на XXI съезде ЛДПР 17 мая 2008 года в г. Москве, на XXII съезде ЛДПР 14 декабря 2009 года в г. Москве, на XXV съезде ЛДПР 13 декабря 2012 года в г. Москве, на XXVII съезде ЛДПР 11 июня 2013 года в г. Москве, на XXVIII съезде ЛДПР 26 марта 2016 года в г. Москве) (т. 1, л.д. 18 - 33, далее - Устав ЛДПР).
В соответствии с пунктом 4.1 Устава ЛДПР членство в ЛДПР является добровольным и индивидуальным.
Член ЛДПР имеет право свободно выйти из партии по письменному заявлению в орган, принявший его в партию, которое подается в первичное, местное или региональное отделение партии по месту постоянного или преимущественного проживания члена партии. Решение о снятии с партийного учета принимается органом, принявшим ранее решение о приеме данного гражданина в члены ЛДПР (абзац 9 пункта 4.7 и пункт 4.11 Устава ЛДПР).
Членство в партии прекращается в случае вступления в другую политическую партию (абзац 3 пункта 4.12 Устава ЛДПР).
Принимая решение об удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, проанализировав положения федерального законодательства и Устава партии Либерально-демократической партии России (далее - ЛДПР), установил, что на момент вступления в члены политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" и выдвижения региональным отделением этой партии кандидата Адаева А.В. в депутаты его заявление о выходе из членов партии ЛДПР Координационным советом ЛДПР не рассмотрено, пришел к выводу о том, что членство Адаева А.В. в ЛДПР не прекращено, в связи с чем усмотрел наличие оснований для отмены его регистрации в соответствии с требованиями статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ.
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции признала выводы суда первой инстанции ошибочными ввиду неправильного применения норм материального права, отменила судебный акт и приняла новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Проанализировав пункт 4.11 Устава ЛДПР суд апелляционной инстанции пришел к заключению о том, что из его содержания не следует, что момент прекращения членства в партии обусловлен принятием решения каким-либо органом партии, указав, что снятие с партийного учета является организационным оформлением последствий прекращения такого членства внутри партии.
Судебная коллегия признает выводы суда апелляционной инстанции правильными.
Конституционный Суд Российской Федерации, давая толкование подпункту "в" пункта 2 статьи 21 Федерального закона N 95-ФЗ, указал, что это норма, закрепляя в качестве обязательного требования к уставу политической партии наличие в нем положений, определяющих условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, не предполагает реализацию этого требования политической партией вопреки иным положениям данного Федерального закона, в том числе его статье 2, предусматривающей право граждан на беспрепятственный выход из политической партии (определение от 17 июля 2012 года N 1289-О).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснил, что политическая партия не вправе выдвигать кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти, в органы местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий, за исключением случаев прекращения членства такого кандидата в этих партиях (пункт 94).
Таким образом, решение политической партии о выдвижении кандидата в депутаты будет законным, если на момент его принятия прекращено членство этого лица в иной политической партии.
Из материалов административного дела усматривается, что решением Бюро совета регионального отделения Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Архангельской области от 14 июня 2023 года N 01/07-46/1 БС Адаев А.В. принят в члены этой партии на основании личного письменного заявления (т. 2, л.д. 57).
Следовательно, с 14 июня 2023 года членство Адаева А.В. в партии ЛДПР в силу прямого указания в абзаце 3 пункта 4.12 Устава ЛДПР прекращено.
Адаев А.В. выдвинут кандидатом в депутаты избирательным объединением "Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ в Архангельской области" решением Конференции этого избирательного объединения от 1 июля 2023 года (т. 1, л.д. 96 (оборот) - 98), то есть после прекращения членства Адаева А.В. в ЛДПР.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для вывода о том, что названное выше избирательное объединение при выдвижении кандидата Адаева А.В. нарушило требования пункта 3.1 статьи 36 Федерального закона N 95-ФЗ, принятое им решение об отмене регистрации кандидата в депутаты Адаева А.В. правомерно признано судом апелляционной инстанции незаконным, а административный иск - не подлежащим удовлетворению.
С учетом изложенного Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, утверждение об обязательности принятия уполномоченным органом ЛДПР решения о выходе Адаева А.В. из ее членов несостоятельно, поскольку противоречит приведенным выше законоположениям и предписаниям Устава ЛДПР.
Ссылки в судебном заседании суда кассационной инстанции на недоказанность факта обращения административного ответчика в 2022 году с заявлением о выходе из партии, на злоупотребление Адаевым А.В., являвшимся в предыдущих избирательных кампаниях членом иных партий, своими правами, на недобросовестность его поведения не имеют правового значения для разрешения настоящего дела, так как Федеральным законом N 67-ФЗ не определены как основание для отмены регистрации кандидата.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 1 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сухарева Владимира Юрьевича - без удовлетворения.