ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 сентября 2020 г. N 67-ИКАД20-2-А5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н., Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Родина Дениса Анатольевича на решение Новосибирского областного суда от 10 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 августа 2020 года по делу N 3а-101/2020 по административному исковому заявлению Родина Д.А. о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии одномандатного округа N 38 по выборам депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области седьмого созыва от 31 июля 2020 года N 6/15 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением, по одномандатному избирательному округу N 38 Родина Дениса Анатольевича".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., заключения представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Сахарова С.Ф. и прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области от 11 июня 2020 года N 78 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области седьмого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Новосибирской области от 21 мая 2020 года N 34/243-6 на территориальную избирательную комиссию Центрального района г. Новосибирска возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 38 по выборам депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области седьмого созыва.
Избирательным объединением - Региональным отделением Политической партии "ЗА ПРАВДУ" кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 38 выдвинут Родин Д.А.
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 38 по выборам депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области седьмого созыва от 31 июля 2020 года N 6/15 в регистрации Родина Д.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области седьмого созыва отказано на основании подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в связи с тем, что избирательной комиссией выявлено более 5 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Не согласившись с таким решением, Родин Д.А. обратился в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением о признании указанного решения незаконным, полагая, что оно противоречит пункту 6.1 части 6 статьи 45 Закона Новосибирской области от 15 февраля 2007 года N 87-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области". Также просил провести повторную проверку подписных листов с подписями избирателей в пределах 123 подписей, признанных рабочей группой недостоверными и (или) недействительными.
Решением Новосибирского областного суда от 10 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 августа 2020 года, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации через Новосибирский областной суд, Родин Д.А. просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Согласно статье 35.1 названного Закона необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти является поддержка выдвижения кандидата, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в названной статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В силу подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 того же закона, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Отказывая в регистрации Родина Д.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области седьмого созыва на основании названной нормы, окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа N 38 исходила из того, что количество выявленных недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Родина Д.А., составило 6,2 процента от числа проверенных подписей, что превышает допустимое количество таких подписей, установленное указанной нормой.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения окружной избирательной комиссии незаконным.
При этом суды, с учетом требований части 5 статьи 76 Конституции, пункта 6 статьи 1 Федерального закона N 67-ФЗ, обоснованно отклонили довод административного истца о необходимости применения подпункта 6.1 пункта 6 статьи 45 Закона Новосибирской области от 15 февраля 2007 года N 87-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области" (далее - Закон Новосибирской области N 87-ОЗ), в редакции от 8 мая 2020 года, в соответствии с которым основанием для отказа в регистрации кандидата является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей.
Применяя при разрешении данного дела норму подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, суды исходили из того, что количество выявленных недостоверных и (или) недействительных подписей по результатам проверки составило 122 подписи или 6,18 процентов от числа проверенных подписей.
Между тем, судами не учтено следующее.
Статья 38 Федерального закона N 67-ФЗ устанавливает, что количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Закона Новосибирской области N 87-ОЗ количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Постановлением Избирательной комиссии Новосибирской области от 28 мая 2020 года N 35/254-6 определено, что для регистрации кандидата на выборы депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 38 необходимо представить не менее 1837 и не более 2020 подписей избирателей, собираемых в поддержку кандидата (приложение).
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Законом Новосибирской области N 87-ОЗ предусмотрено, что проверке подлежит не менее 20 процентов от установленного настоящим законом количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата, областного списка кандидатов, и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Количество подписей избирателей, подлежащих проверке, определяется решением избирательной комиссии Новосибирской области (пункт 5 статьи 44).
Постановлением Избирательной комиссии Новосибирской области от 28 мая 2020 года N 35/255-6 определено, что на выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области седьмого созыва подлежат проверке в окружных избирательных комиссиях одномандатных избирательных округов 100 процентов подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, необходимых для регистрации кандидата (пункт 2).
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, для регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 38 Родин Д.А. представил в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N 38 1974 подписи.
Рабочей группой проверено 1974 подписи избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, что составляет 100 процентов от числа представленных подписей.
Между тем, согласно постановлению Избирательной комиссии Новосибирской области от 28 мая 2020 года N 35/255-6 проверке подлежали 100 процентов подписей, необходимых для регистрации кандидата, количество которых в соответствии с постановлением Избирательной комиссии Новосибирской области от 28 мая 2020 года N 35/254-6 составляет 1837.
Таким образом, вывод окружной избирательной комиссии о выявлении более 5 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей, представленных в поддержку Родина Д.А., от общего количества подписей, отобранных для проверки, сделан без учета правового регулирования, предусмотренного как федеральным так и региональным законодательством, в соответствии с которым проверке подлежало не все количество сданных в поддержку кандидата подписей, а лишь 1837 подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата.
Поскольку окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа N 38 нарушен установленный вышеуказанными нормами порядок проверки подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата, оспариваемое решение об отказе в регистрации Родина Д.А. кандидатом в депутаты по подпункту "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ нельзя признать законным.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.
Указанное выше свидетельствует о допущенных судами существенных нарушениях норм материального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов Родина Д.А., а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления Родина Д.А. в части требований о признании незаконным и отмене оспариваемого Родиным Д.А. решения окружной избирательной комиссии одномандатного округа N 38 и возложении на административного ответчика обязанности разрешить вопрос о регистрации Родина Д.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области седьмого созыва после повторной проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения указанного кандидата.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
Решение Новосибирского областного суда от 10 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 августа 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Родина Дениса Анатольевича удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение окружной избирательной комиссии одномандатного округа N 38 по выборам депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области седьмого созыва от 31 июля 2020 года N 6/15 "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Новосибирской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением, по одномандатному избирательному округу N 38 Родина Дениса Анатольевича".
Возложить на окружную избирательную комиссию одномандатного округа N 38 по выборам депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области седьмого созыва обязанность разрешить вопрос о регистрации Родина Дениса Анатольевича кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 38 после повторной проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения Родина Дениса Анатольевича кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области седьмого созыва.