ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 сентября 2020 г. N 87-ИКАД20-1-А1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Политической партии социальной защиты в Костромской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2020 года по административному делу N 3а-341/2020 по административным исковым заявлениям избирательного объединения "Региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Костромской области и избирательного объединения "Политическая партия "Коммунистическая партия "Коммунисты России" об отмене постановления Избирательной комиссии Костромской области от 10 августа 2020 года N 1464 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии социальной защиты в Костромской области по областному избирательному округу".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителей Регионального отделения Политической партии социальной защиты в Костромской области Скворцова И.Н., адвоката Саакадзе В.Г., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения против удовлетворения кассационной жалобы представителей избирательного объединения "Региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Костромской области Зориной О.А., избирательного объединения "Политическая партия "Коммунистическая партия "Коммунисты России" Косенковой С.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что апелляционное определение подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Костромской областной Думы от 10 июня 2020 года N 1436 назначены выборы депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва на 13 сентября 2020 года.
Постановлением Избирательной комиссии Костромской области (далее - избирательная комиссия) от 10 августа 2020 года N 1464 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии социальной защиты" в Костромской области по областному избирательному округу в количестве 22 человек.
12 августа 2020 года избирательной комиссией зарегистрирован список кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Костромской области по областному избирательному округу в количестве 21 человека, о чем вынесено постановление N 1479.
На основании постановления избирательной комиссии от 12 августа 2020 года N 1469 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением "Политическая партия "Коммунистическая партия "Коммунисты России" по областному избирательному округу в количестве 21 человека.
Избирательное объединение "Региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Костромской области и избирательное объединение "Политическая партия "Коммунистическая партия "Коммунисты России" обратились в суд с административными исками об отмене постановления Избирательной комиссии Костромской области "О регистрации списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии социальной защиты в Костромской области", мотивируя заявленные требования тем, что указанная регистрация произведена избирательной комиссией при наличии оснований для отказа в регистрации, предусмотренных подпунктами "б", "б.1", "в.1", "г", "д" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Так, региональным отделением Политической партии социальной защиты в Костромской области в числе документов, подтверждающих выдвижение списка кандидатов, представлено решение Конференции от 2 июля 2020 года (выписка из протокола от 2 июля 2020 года), в то время как такая выписка не могла быть оформлена ввиду изготовления протокола только 10 июля 2020 года. Кроме того, тексты решений Конференции (выписки из протокола от 2 июля 2020 года) N 5 о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, N 6 о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам существенно отличаются от текста самого протокола Конференции.
Решением Костромского областного суда от 26 августа 2020 года административные исковые заявления оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2020 года решение Костромского областного суда от 26 августа 2020 года отменено, по административному делу принято новое решение об удовлетворении заявленных требований и отмене оспариваемого постановления избирательной комиссии.
В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Российской Федерации, Региональное отделение Политической партии социальной защиты в Костромской области просит апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2020 года отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив административное дело, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 25 статьи 38 этого же Федерального закона основанием отказа в регистрации списка кандидатов является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (подпункт "б").
Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями регулируется статьей 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Пунктом 14.5 данной статьи предусмотрено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 названного федерального закона, кандидаты, в частности, представляют в окружные избирательные комиссии решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в").
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях" установлено, что Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах (подпункт "и").
Решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии (пункт 2 статьи 25 Федерального закона "О политических партиях").
Согласно части 2 статьи 30 Устава Политической партии социальной защиты (далее - Устав) к компетенции Конференции (Общего собрания) регионального отделения партии при осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов, относится: выдвижение тайным голосованием списка кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатуры и порядок размещения которых в списке предварительно согласованы Президиумом (подпункт "а" пункта 2).
Решения Конференции (Общего собрания) регионального отделения партии оформляются ее (его) протоколом, который должен быть оформлен и подписан в течение трех дней после закрытия данной Конференции (данного Общего собрания) (часть 11 статьи 29 Устава).
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции указал, что представленное в избирательную комиссию решение Конференции от 2 июля 2020 года N 3.4 (выписка из протокола от 2 июля 2020 года) отражает действительную дату его принятия делегатами Конференции. При этом дата (10 июля 2020 года) составления единого протокола Конференции не ставит под сомнение достоверность изложенных в решении N 3.4 обстоятельств, в связи с чем основания для отказа в регистрации списка кандидатов у избирательной комиссии отсутствовали.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции указала, что решение о выдвижении списка кандидатов, оформленное в соответствии с Уставом протоколом либо выпиской из протокола, в избирательную комиссию в числе документов, необходимых для выдвижения списка кандидатов, 8 июля 2020 года представлено не было. Поскольку решение Конференции от 2 июля 2020 года N 3.4 (выписка из протокола от 2 июля 2020 года) таковым признано быть не может ввиду составления данной выписки из протокола ранее изготовления самого протокола, у избирательной комиссии имелись основания, предусмотренные подпунктом "б" пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для отказа в регистрации списка кандидатов.
С выводами суда апелляционной инстанции надлежит согласиться ввиду следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Конференция (Общее собрание) Регионального отделения Политической партии социальной защиты в Костромской области (далее - Конференция), по результатам которой состоялось выдвижение списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по областному избирательному округу (далее - список кандидатов), данным избирательным объединением проведена в два этапа: 1 этап - 2 июля 2020 года, 2 этап - 10 июля 2020 года. Тайное голосование и решение о выдвижении списка кандидатов делегатами Конференции проведено и принято 2 июля 2020 года.
По итогам Конференции, завершившейся 10 июля 2020 года, составлен единый протокол.
8 июля 2020 года избирательное объединение "Региональное отделение Политической партии социальной защиты в Костромской области" уведомило избирательную комиссию о выдвижении списка кандидатов, представив среди документов для заверения данного списка решение Конференции от 2 июля 2020 года N 3.4 (выписка из протокола от 2 июля 2020 года).
Протокол Конференции не был заявлен в числе других документов, поданных на стадии выдвижения 8 июля 2020 года, и представлен вместе с документами на регистрацию списка кандидатов 1 августа 2020 года.
Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации" при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении списка кандидатов и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, извещает об этом избирательное объединение; не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 данного Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению; избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона; в случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 данного Федерального закона, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Таким образом, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом для уведомления о выдвижении списка кандидатов, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Соответствующий подход в отношении понимания и применения приведенных законоположений нашел свое подтверждение, в частности, в пункте 4.12 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (утверждены постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 235/1486-6).
Обращает на себя внимание также то обстоятельство, что текст решения Конференции от 2 июля 2020 года N 3.4 (выписка из протокола от 2 июля 2020 года) отличается от текста протокола от 10 июля 2020 года, в частности, в решении Конференции N 3.4 изложен список кандидатов в депутаты с указанием фамилии, имени и отчества каждого из них, тогда как в итоговом протоколе Конференции решение по данному вопросу не содержит таких сведений - список кандидатов указан в нем в качестве приложения к протоколу, которое не было заявлено в избирательную комиссию при уведомлении о выдвижении.
При таких данных суд апелляционной инстанции, установив отсутствие на дату подачи в избирательную комиссию необходимого для уведомления о выдвижении списка кандидатов документа, что согласно подпункту "б" пункта 25 статьи 38 названного Федерального закона является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, правильно отменил решение Костромского областного суда и принял новое решение об отмене оспариваемого постановления избирательной комиссии.
С доводом кассационной жалобы Регионального отделения Политической партии социальной защиты в Костромской области о том, что решение Конференции от 2 июля 2020 года N 3.4 (выписка из протокола от 2 июля 2020 года) является надлежащим документом, подтверждающим принятие Конференцией решения о выдвижении списка кандидатов, мотивированным тем, что законом не установлены обязательные требования к вопросам делопроизводства в политической партии, Судебная коллегия не может согласиться.
Решение Конференции от 2 июля 2020 года N 3.4 (выписка из протокола от 2 июля 2020 года) не признано судом апелляционной инстанции надлежащим документом не в связи с нарушением правил делопроизводства, а по причине составления данной выписки из протокола ранее даты изготовления самого протокола Конференции.
Другие доводы кассационной жалобы по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела. Вместе с тем Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по иной оценке установленных судом фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Поскольку при рассмотрении настоящего административного дела не допущено существенных нарушений законодательства, которые повлияли или могут повлиять на его исход, принятый судебный акт судом апелляционной инстанции является правильным, Судебная коллегия считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду отсутствия предусмотренных законом оснований для отмены апелляционного определения.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Политической партии социальной защиты в Костромской области - без удовлетворения.