ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 декабря 2020 г. N 6-ИКАД20-1-А1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу избирательного объединения Рязанское региональное отделение политической партии "Партия Возрождения России" на решение Рязанского областного суда от 27 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 сентября 2020 года по делу N 3а-475/2020 по административному исковому заявлению избирательного объединения Рязанское региональное отделение политической партии "Партия Возрождения России" к избирательной комиссии Рязанской области об оспаривании постановления избирательной комиссии Рязанской области от 7 августа 2020 года N 149/1611-6 "Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Рязанской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Рязанское региональное отделение политической партии "Партия Возрождения России" по единому избирательному округу".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения председателя Рязанского регионального отделения политической партии "Партия Возрождения России" Пискуна Е.Е. и представителей Рязанского регионального отделения политической партии "Партия Возрождения России" Шулюкина В.Н. и Шулюкиной М.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя избирательной комиссии Рязанской области Пивоварова С.Е., заключение представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Сахарова С.Ф., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавших необходимым апелляционное определение оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Рязанской областной Думы от 10 июня 2020 года на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Рязанской областной Думы седьмого созыва.
Постановлением избирательной комиссии Рязанской области (далее также - избирательная комиссия) от 7 июля 2020 года N 141/1522-6 заверен список кандидатов в депутаты Рязанской областной Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением Рязанское региональное отделение политической партии "Партия Возрождения России" (далее также - избирательное объединение).
Постановлением избирательной комиссии Рязанской области от 7 августа 2020 года N 149/1611-6 отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Рязанской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Рязанское региональное отделение политической партии "Партия Возрождения России" на основании пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), в связи с выявлением 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки (подпункт "в.1"), недостаточным количеством достоверных подписей избирателей представленных для регистрации списка кандидатов (подпункт "г").
Избирательное объединение обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления избирательной комиссии Рязанской области от 7 августа 2020 года N 149/1611-6.
В обоснование заявленных требований избирательное объединение указало, что у избирательной комиссии отсутствовали правовые основания для признания 464 подписей недействительными, поскольку рабочей группой проверка представленных подписей проведена с нарушением требований пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ; полученные избирательной комиссией сведения из Управления по вопросам миграции УМВД России по Рязанской области и Главного управления записи актов гражданского состояния Рязанской области не относятся к документам, предусмотренным законодательством о выборах; 180 подписей, в отношении которых проводилась проверка в ЭКЦ УМВД России по Рязанской области, также неправомерно признаны недействительными, поскольку эксперт исследовал записи в графе "Фамилия, имя, отчество", а в итоговом протоколе отражено нарушение подпункта "е" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, что не отвечает предмету экспертного исследования; административным ответчиком неправомерно (двукратно) отнесены к недействительным одни и те же подписи по разным основаниям, и нарушены требования пунктов 3.3 и 4.1 Постановления ЦИК России от 13 июня 2012 года N 128/986-6 "О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации" (далее - Методические рекомендации), регламентирующих порядок проведения проверок подписных листов, составлению ведомостей проверки и итогового протокола; количество недействительных подписей в итоговом протоколе и ведомостях проверки подписных листов различны.
Решением Рязанского областного суда от 27 августа 2020 года заявленные требования удовлетворены частично, судом признано незаконным оспариваемое постановление в части выводов, содержащихся в его мотивировочной части, о наличии оснований для отказа в регистрации списка кандидатов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; в остальной части в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 сентября 2020 года решение Рязанского областного суда от 27 августа 2020 года отменено. В удовлетворении административного искового заявления избирательного объединения Рязанское региональное отделение политической партии "Партия Возрождения России" к избирательной комиссии Рязанской области об оспаривании постановления избирательной комиссии Рязанской области от 7 августа 2020 года N 149/1611-6 "Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Рязанской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Рязанское региональное отделение политической партии "Партия Возрождения России" по единому избирательному округу" отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, административный истец просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 сентября 2020 года и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что судом апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение, суд апелляционной инстанции, проанализировав положения пункта 1 статьи 35.1, пункта 6 статьи 37, статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 4 статьи 43 Закона Рязанской области от 30 июня 2009 года N 85-ОЗ "О выборах депутатов Рязанской областной Думы", руководствуясь разъяснениями, приведенными в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", учтя установленные по делу обстоятельства, пришел к выводу о законности оспариваемого постановления избирательной комиссии Рязанской области от 7 августа 2020 года N 149/1611-6, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных избирательным объединением Рязанское региональное отделение политической партии "Партия Возрождения России" требований.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 сентября 2020 года законным и обоснованным, ввиду следующего.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, установлено, что регистрация списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного Федерального закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
В соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 35.1 указанного Федерального закона необходимым условием регистрации списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации является поддержка выдвижения списка кандидатов, избирателями, что подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов в количестве, установленном статьей 37 этого же Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в поддержку выдвижения списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 данного Федерального закона.
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей (пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 этого же Федерального закона).
Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей (пункт 6.3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Исчерпывающий перечень оснований для признания подписей избирателей недействительными предусмотрен пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Требования к форме подписных листов, порядку их заполнения и представления в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотрены пунктами 5 - 16 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, приложением N 5 к нему.
Перечень оснований для отказа в регистрации списка кандидатов установлен пунктом 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в качестве которых федеральный законодатель предусмотрел, в том числе, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, участников референдума, представленных для регистрации списка кандидатов (подпункт "г").
Частью 2 статьи 39 Закона Рязанской области от 30 июня 2009 года N 85-ОЗ "О выборах депутатов Рязанской областной Думы" предусмотрено, что количество подписей, необходимое для регистрации списка кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории единого избирательного округа.
Согласно постановлению избирательной комиссии Рязанской области от 21 мая 2020 года N 128/1352-6 в поддержку выдвижения списка кандидатов в депутаты по единому избирательному округу для регистрации списка кандидатов необходимо представить 4541 подпись избирателей, что составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории единого избирательного округа на 1 января 2020 года (908154 избирателя).
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации списка кандидатов, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 43 Закона Рязанской области от 30 июня 2009 года N 85-ОЗ проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу количества подписей в поддержку выдвижения каждого кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы.
На основании постановления избирательной комиссии Рязанской области от 7 июля 2020 года N 138/1480-6 "О количестве проверяемых подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов в депутаты Рязанской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу" проверке подлежат все представленные для регистрации подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что 29 июля 2020 года избирательное объединение представило в избирательную комиссию Рязанской области подписные листы, содержащие 4991 подпись, сброшюрованные в 10 папок.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при проверке всех подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением Рязанское региональное отделение политической партии "Партия Возрождения России" избирательной комиссией в количество недостоверных подписей были необоснованно повторно включены 19 подписей избирателей, являющихся умершими, и 8 подписей избирателей, которые были признаны недействительными по подпункту "л" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, что повлекло за собой неправомерный вывод, изложенный в мотивировочной части оспариваемого постановления избирательной комиссии Рязанской области о необходимости отказа в регистрации на основании подпункта "г" пункта 25 статьи 38 названного Закона - недостаточное количество достоверных подписей избирателей.
При этом суд первой инстанции признал, что избирательной комиссией правомерно признано недостоверными и недействительными 437 подписей избирателей по подпунктам "б", "в", "к", "л" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, что превышает 5% от подписей, сданных для проверки, в связи с чем, избирательная комиссия обосновано отказала в регистрации списка кандидатов названного избирательного объединения на основании подпункта "в.1" пункта 25 статьи 38 названного Закона.
Суд апелляционной инстанции с решением суда первой инстанции не согласился, обосновано указав на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, поскольку при проверке всех представленных подписей избирателей, положения подпункта "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ применению не подлежали.
Принимая новое решение, суд апелляционной инстанции проверил подписи избирателей в том объеме, в котором они подлежали проверке избирательной комиссией, что соответствует требованиям пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
При проверке подписей суд апелляционной инстанции правомерно принял во внимание заключение управления по вопросам миграции УМВД России по Рязанской области от 5 августа 2020 года о том, что в результате проверки сведений об избирателях, представленных в ведомости избирательной комиссии установлено, что данные 185 избирателей не совпадают с данными УМВД России по Рязанской области, заключение Главного управления записи актов гражданского состояния Рязанской области от 6 августа 2020 года о том, что в результате проверки сведений, представленных в ведомости избирательной комиссии, установлено 19 умерших избирателей, чьи данные представлены в подписных листах и сообщение Главного управления записи актов гражданского состояния Рязанской области от 11 августа 2020 года с ведомостью выборки подписных листов ГАС "Выборы", согласно которому, помимо указанных выше недействительных подписей избирателей признанию недействительными подлежали еще 29 подписей по подпункту "б" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Давая оценку указанным доказательствам, суд апелляционной инстанции, установив, что избирательная комиссия, признавая недействительными 185 подписей избирателей на основании заключения управления по вопросам миграции УМВД России по Рязанской области от 5 августа 2020 года не учла, что в данное количество подписей необоснованно были повторно включены 19 подписей избирателей, являющихся умершими и 8 подписей, признанными недействительными по подпункту "л" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пришел к выводу о том, что на основании подпункта "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительными являются 158 подписей избирателей.
В результате проведенной проверки судом апелляционной инстанции было установлено, что избирательным объединением в избирательную комиссию всего было представлено 4991 подписи избирателей, из которых недостоверными и недействительными подлежат признанию 465 подписей, в том числе: 179 подписей - по подпункту "л" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, 158 - по подпункту "в" пункта 6.4 названной статьи, 48 - по подпункту "б" пункта 6.4 названной статьи, 80 подписей по подпункту "к" пункта 6.4 названной статьи; оставшиеся 4526 подписей избирателей являются достоверными.
Учитывая, что в поддержку выдвижения списка кандидатов в депутаты по единому избирательному округу для регистрации списка кандидатов необходимо было представить 4541 подпись избирателей, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что избирательным объединением было представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей, в связи с чем, постановление Избирательной комиссии Рязанской области от 7 августа 2020 года об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты избирательному объединению Рязанское региональное отделение политической партии "Партия Возрождения России" на основании подпункта "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ является законным.
Доводы кассационной жалобы о том, что проверка подписей избирательной комиссией производилась с нарушением положений законодательства о выборах, выводы избирательной комиссии о недействительности подписей основаны на ненадлежащих документах, в связи с чем, у избирательной комиссии отсутствовали основания для признания подписей избирателей недействительными проверялись судом апелляционной инстанции при рассмотрения дела, им была дана надлежащая оценка. Названным судом сделан вывод о соблюдении избирательной комиссией требований действующего законодательства. Оснований не согласиться с данным выводом не имеется.
Кассационная жалоба не содержит ссылок на существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 сентября 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу избирательного объединения Рязанское региональное отделение политической партии "Партия Возрождения России" - без удовлетворения.