ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 марта 2023 г. N 80-ИКАД23-1-А4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ульянова Ильи Михайловича на решение Ульяновского областного суда от 2 ноября 2022 года, апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2023 года по делу N 3а-255/2022 по административному исковому заявлению Ульянова И.М. о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии Ульяновской области от 6 сентября 2022 года N 7/58-7 "О передаче вакантного мандата депутата Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва зарегистрированному кандидату из областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ", о возложении обязанности на административного ответчика передать ему вакантный мандат депутата и зарегистрировать его депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителя Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ Потапова А.А., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б., полагавшего необходимым судебные акты оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 6 июня 2018 года N 576/89-5 на 9 сентября 2018 года были назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва.
Постановлением избирательной комиссии Ульяновской области от 18 июля 2018 года N 43/307-6 был зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, в количестве 64 человек: при этом в состав общеобластной части списка вошли кандидаты: 1. Сурайкин М.А., 2. Новгородский О.Н., 3. Ульянов И.М.; в состав территориальной группы N 1, Карсунский одномандатный избирательный округ N 1, списка под N 1 вошел кандидат Сидоров Я.С.
В соответствии с приложением к постановлению избирательной комиссии Ульяновской области от 11 сентября 2018 года N 57/393-6 депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва по областному избирательному округу от Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ избран Сурайкин М.А., который был зарегистрирован в этом качестве постановлением избирательной комиссии Ульяновской области от 18 сентября 2018 года N 60/401-6.
Постановлением избирательной комиссии Ульяновской области от 4 декабря 2018 года 67/426-6 на основании письменного заявления зарегистрированный кандидат Новгородский О.Н. исключен из допущенного к распределению депутатских мандатов областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ.
Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 24 августа 2022 года N 731/60-6 на основании письменного заявления о сложении своих полномочий с 25 августа 2022 года досрочно прекращены полномочия депутата Законодательного Собрания Ульяновской области Сурайкина М.А., избранного по областному избирательному округу в составе областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутого УЛЬЯНОВСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ.
25 августа 2022 года Ульяновым И.М. в избирательную комиссию Ульяновской области подано заявление о своем согласии на замещение и передачу ему вакантного депутатского мандата Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва в связи с досрочным прекращением полномочий депутата Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва Сурайкина М.А.
Постановлением (решением) центрального комитета Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ от 31 августа 2022 года рассмотрена и утверждена кандидатура зарегистрированного кандидата Сидорова Я.С. для замещения вакантного мандата депутата, в нем приведены указания на обстоятельства, исходя из которых его кандидатура является предпочтительной по сравнению с другими кандидатами, включенными в областной список.
Постановлением избирательной комиссии Ульяновской области от 6 сентября 2022 года N 7/58-7 "О передаче вакантного мандата депутата Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва зарегистрированному кандидату из областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" вакантный мандат депутата Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва передан Сидорову Я.С. - зарегистрированному кандидату, избранному в составе областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ (N 1 в территориальной группе кандидатов N 1, Карсунский одномандатный избирательный округ N 1).
Ульянов И.М., ссылаясь на несоблюдение предусмотренного законом порядка принятия решения о передаче освободившегося депутатского мандата, обратился с указанным административным иском в суд.
Решением Ульяновского областного суда от 2 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2023 года, в удовлетворении требований административного истца отказано.
В кассационной жалобе, поданной Ульяновым И.М. в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что таких оснований для отмены принятых судами первой и апелляционной инстанций судебных актов не имеется.
Согласно статье 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, передача вакантного мандата осуществляется организующей выборы избирательной комиссией в порядке, предусмотренном законом (пункт 14).
Законом может быть предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, в составе списка кандидатов которой этот депутат был избран, либо (соответственно уровню выборов) коллегиальный постоянно действующий руководящий орган ее регионального отделения или иного структурного подразделения (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить для замещения вакантного депутатского мандата кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов (пункт 15).
Кандидатура зарегистрированного кандидата для замещения вакантного депутатского мандата может быть предложена в течение 14 дней со дня принятия соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти решения о досрочном прекращении полномочий депутата. Предложение кандидатуры осуществляется в порядке, предусмотренном уставом политической партии. Соответствующая избирательная комиссия передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения (пункт 16).
Аналогичные положения закреплены в части 1 - 3 статьи 76 Закона Ульяновской области от 20 июля 2012 года N 102-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области".
Приведенные законоположения, исходя из их буквального толкования, обязывают избирательную комиссию передать вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному избирательным объединением, если такое предложение поступило в установленный срок.
Разрешая заявленные требования, суды, ссылаясь на положения пунктов 14 - 16 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", части 1 - 3 статьи 76 Закона Ульяновской области от 20 июля 2012 года N 102-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области", правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 16 декабря 2014 года N 33-П, от 19 декабря 2013 года N 28-П, определениях от 6 марта 2013 года N 324-О, от 6 июня 2016 года N 1233-О, учитывая, что при принятии оспариваемого решения центральный комитет Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ исходил из конкретного обстоятельства объективного характера, имевшего место до момента принятия оспариваемого постановления, в связи с которым руководящий орган политической партии отступил от очередности расположения зарегистрированных кандидатов в списке кандидатов - исключения Ульянова И.М. из членов указанной политической партии решением внеочередного (чрезвычайного) съезда партии от 18 марта 2022 года, пришли к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
С таким выводом нижестоящих судов следует согласиться по следующим основаниям.
Правовой механизм реализации замещения вакантного депутатского мандата неоднократно являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, в решениях которого указывалось, что при распределении вакантных мандатов, имеющихся в связи с досрочным прекращением полномочий депутатов, должна быть учтена очередность расположения зарегистрированных кандидатов в списке кандидатов.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации констатировал, что исходя из необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов политической партии, прав граждан, зарегистрированных кандидатами в составе выдвинутого политической партией списка, и избирателей, учету подлежат обстоятельства, возникшие (открывшиеся) в период после выборов, которые могли повлиять на принятие политической партией решения о выдвижении конкретного лица в качестве кандидата в депутаты в составе выдвинутого ею списка кандидатов.
Принимая решение по кандидатуре для передачи вакантного депутатского мандата, коллегиальный руководящий орган политической партии не может действовать произвольно и вправе отступить от очередности расположения зарегистрированных кандидатов в списке кандидатов только в соответствии с уставом партии и только в связи с обстоятельствами объективного характера, такими как степень участия зарегистрированного кандидата в деятельности политической партии в период после выборов, соблюдение им устава партии и т.п. (постановления от 16 декабря 2014 года N 33-П, от 19 декабря 2013 года N 28-П, определения от 6 марта 2013 года N 324-О, от 6 июня 2016 года N 1233-О).
В силу предписаний части 1 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, являясь государственным органом субъекта Российской Федерации, организующим подготовку и проведение выборов, действующая в соответствии с компетенцией, установленной названным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации, не вправе проявлять собственное усмотрение и давать оценку предложению политической партии относительно кандидатуры для замещения вакантного депутатского мандата.
Федеральный законодатель установил правило о взаимном невмешательстве органов государственной власти и их должностных лиц, а также общественных объединений и политических партий в деятельность друг друга (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях").
Следовательно, законодательство Российской Федерации не наделяет избирательную комиссию субъекта Российской Федерации полномочием передавать вакантный мандат кандидату, включенному в список следующим за кандидатом, депутатские полномочия которого прекращены, если в указанную избирательную комиссию в установленный законом срок поступило соответствующее решение органа политической партии о замещении вакантного депутатского мандата иным зарегистрированным кандидатом. Иное означало бы прямое вмешательство в деятельность политической партии.
Нормативными правовыми актами на избирательную комиссию Ульяновской области, чья компетенция определена статьей 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Ульяновской области от 14 ноября 2003 года N 058-ЗО "Об Избирательной комиссии Ульяновской области", не возложена обязанность и не предусмотрено право оценки принятых политической партией решений по вопросу о передаче вакантного мандата депутата.
Как следует из упомянутых выше судебных актов Конституционного Суда Российской Федерации право на такую оценку принадлежит суду. Материалами настоящего дела подтверждается обоснованность и мотивированность предложения центрального комитета политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ о замещении вакантного мандата депутата Законодательного Собрания Ульяновской области зарегистрированным кандидатом Сидоровым Я.С., а также наличие у коллегиального постоянно действующего руководящего органа указанной политической партии оснований для принятия такого решения с учетом исключения Ульянова И.М. 18 марта 2022 года из членов Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ.
Довод кассационной жалобы Ульянова И.М. об отсутствии у центрального комитета политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ права предложить кандидата для замещения вакантного мандата и о наличии такого права исключительно у комитета УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ подлежит отклонению, поскольку, как следует из буквального содержания положений пунктов 15, 16 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", такое право в рамках выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации может иметься как у коллегиального постоянного действующего руководящего органа политической партии, так и у коллегиального постоянного действующего руководящего органа ее регионального отделения; в пункте 8.3 Устава Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, утвержденного постановлением I (III) Съезда партии от 22 апреля 2012 года (т. 1, л.д. 39), закреплено, что центральный комитет партии предлагает кандидатуру зарегистрированного кандидата для замещения вакантного депутатского мандата.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба Ульянова И.М. не содержит ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ульяновского областного суда от 2 ноября 2022 года, апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ульянова Ильи Михайловича - без удовлетворения.