КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 мая 2018 г. N 1112-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ ГРАЖДАНИНА
МИЛЕНИНА КОНСТАНТИНА ИВАНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 2
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 12 ФЕВРАЛЯ 2001 ГОДА N 5-ФЗ "О
ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ
ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА
ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,
заслушав заключение судьи Ю.Д. Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалоб гражданина К.И. Миленина,
установил:
1. В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин К.И. Миленин оспаривает конституционность части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой гражданам, получавшим до вступления в силу данного Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Как следует из представленных материалов, К.И. Миленин, проходивший действительную военную службу, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и в 1995 году был признан инвалидом II группы вследствие чернобыльской катастрофы. В настоящее время инвалидность ему установлена бессрочно.
Решением Ленинского районного суда города Тамбова от 25 августа 1999 года с военного комиссариата Тамбовской области в пользу К.И. Миленина была взыскана задолженность по выплате денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В дальнейшем тот же суд неоднократно выносил решения об удовлетворении требований заявителя об индексации денежных выплат, установленных ему как инвалиду-чернобыльцу, и о выплате задолженности, а решением от 3 октября 2006 года возложил на указанного ответчика обязанность по выплате К.И. Миленину ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 33 354 рублей 40 копеек с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством. Определением от 23 октября 2007 года суд разъяснил данное решение, указав на необходимость индексации данной выплаты, несмотря на то, что она превышает максимальный размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Выплачиваемая К.И. Миленину ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью индексировалась военным комиссариатом Тамбовской области исходя из уровня инфляции и составляла по состоянию на 1 января 2014 года 61 918 рублей 50 копеек. Поскольку при индексации данной выплаты с 1 января 2015 года ее размер превысил максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, который в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 386-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" составил 65 330 рублей, она производилась в указанной сумме. С 1 февраля 2016 года названная компенсация стала выплачиваться в размере 69 510 рублей, соответствующем максимальному размеру ежемесячной страховой выплаты, установленному пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 14 декабря 2015 года N 363-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год".
Полагая, что определенный с учетом индексации размер данной выплаты, составлявший с 1 февраля 2016 года по его расчетам 69 846 рублей 28 копеек, не подлежал ограничению, К.И. Миленин предъявил к военному комиссариату Тамбовской области иск об индексации и выплате указанной компенсации. При этом он сослался на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 года N 7), согласно которому установленное частью первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ ограничение не распространяется на отношения, связанные с индексацией ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также на решение Верховного Суда Российской Федерации от 31 июля 2006 года, которым было удовлетворено заявление гражданина Т. о признании недействующими положений утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации правил индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в 2004, 2005 и 2006 годах, предусматривавших применение ограничения и в случае индексации таких выплат, и на определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2006 года, оставившее данное решение без изменения.
Решением Ленинского районного суда города Тамбова от 30 марта 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 14 июня 2017 года, в удовлетворении данных требований К.И. Миленину было отказано. В передаче его кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции ему также было отказано определениями судьи Тамбовского областного суда от 3 октября 2017 года и судьи Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года. Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации не нашел оснований не согласиться с указанным определением судьи Верховного Суда Российской Федерации (письмо от 22 января 2018 года).
Разрешая дело заявителя, суды общей юрисдикции пришли к выводу о том, что названное решение Верховного Суда Российской Федерации не касается существа данного спора, а основания для индексации выплачиваемой заявителю ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью отсутствуют.
По мнению К.И. Миленина, часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ по смыслу, приданному ей судами общей юрисдикции при разрешении его дела, допускает при индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью ограничение ее размера величиной максимального размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, чем нарушает право инвалидов-чернобыльцев на возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, а потому вступает в противоречие со статьями 4 (часть 2), 10, 15 (части 2 и 4), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 42, 45, 46, 120 и 126 Конституции Российской Федерации.
2. Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Признание данного права и обеспечение его реализации, по смыслу статей 1, 2, 7, 18, 19 и 53 Конституции Российской Федерации, составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 20 декабря 2010 года N 21-П, от 18 сентября 2014 года N 23-П и др.).
Реализуя названную обязанность, законодатель предусмотрел в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" возмещение вреда и меры социальной поддержки для лиц, подвергшихся воздействию радиации в связи с чернобыльской катастрофой. Наиболее широкий перечень таких мер был установлен для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения (пункт 2 части первой статьи 13, статья 14, пункт 1 части первой и пункт 1 части третьей статьи 27.1, часть первая статьи 29, части первая и вторая статьи 39).
Наряду с другими мерами социальной защиты указанной категории граждан было предоставлено право на возмещение вреда здоровью в размере, который сначала исчислялся из среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, определяемого в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей (пункт 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ), а после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ (т.е. после 15 февраля 2001 года) устанавливался в твердых суммах, дифференцированных в зависимости от группы инвалидности.
При этом гражданам, которые получали возмещение вреда до вступления данного Федерального закона в силу, была предоставлена возможность по их выбору сохранить ежемесячные денежные выплаты в ранее определенном размере (но не превышающем 10 000 рублей) либо получать их в твердой сумме (часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ в первоначальной редакции).
Оценивая конституционность данных изменений, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П указал, что сам по себе переход к новому способу определения размера возмещения вреда, как основанный на конституционном принципе равенства всех перед законом и вытекающем из него равенстве ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, не противоречит Конституции Российской Федерации.
Несмотря на то, что предоставление инвалидам-чернобыльцам, получавшим до 15 февраля 2001 года возмещение вреда здоровью в размере, исчисленном из заработка, права выбора способа определения размера данной выплаты было признано согласующимся с конституционными предписаниями, ограничение сохраняемых за такими лицами сумм возмещения вреда максимальным размером 10 000 рублей, предусмотренное частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, было оценено как не соответствующее статьям 42 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации (пункты 3.1 - 3.3 мотивировочной части, пункты 1 и 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П).
Принимая такое решение, Конституционный Суд Российской Федерации исходил из необходимости обеспечения стабильности длящихся конституционно-правовых отношений и недопустимости понижения ранее установленного объема возмещения вреда, а следовательно, запрета умаления или ограничения права на возмещение вреда при совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.
Поскольку предельный уровень возмещения вреда не должен быть ниже, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства, а также принимая во внимание, что при установлении Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ нормы о возмещении вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации ее последствий, в виде выплаты ежемесячных денежных сумм их размер определялся в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, Конституционный Суд Российской Федерации придал ориентирующее значение уровню возмещения вреда, предусмотренному законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В связи с этим при установлении временного регулирования на период до исполнения законодателем данного Постановления Конституционный Суд Российской Федерации прямо указал на необходимость руководствоваться положениями Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Федерального закона от 11 февраля 2002 года N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", часть первая статьи 16 которого устанавливала максимальный размер ежемесячной страховой выплаты 30 000 рублей.
Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ (пункт 1 статьи 2), направленным на исполнение названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, в часть первую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ были внесены изменения, согласно которым гражданам, получавшим возмещение вреда до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Тем самым было обеспечено установление на основании правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П, правового регулирования, направленного на компенсацию вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации и признанных инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, на условиях, отвечающих конституционному принципу равенства всех перед законом и вытекающему из него равенству ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы.
3. Длящийся характер правоотношений по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая выплату ежемесячных денежных компенсаций гражданам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью, инвалидам-чернобыльцам, предполагает обязательность их индексации. Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для соответствующих компенсационных выплат, является прерогативой законодателя, который вправе изменять их, в том числе в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и в целом по Российской Федерации, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2005 года N 364-О и от 2 апреля 2009 года N 476-О-П).
Часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ в первоначальной редакции закрепляла ежегодное повышение пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации размеров выплат, предусмотренных частями первой и второй данной статьи, а также установленного ею максимального размера ежемесячной денежной суммы. Следовательно, законодатель посчитал необходимым отдельно указать на осуществление индексации ежемесячной денежной суммы возмещения вреда, установленной инвалиду-чернобыльцу до 15 февраля 2001 года и после названной календарной даты, выплачиваемой в сохраненном размере, ограниченном максимальной величиной, в порядке, предусмотренном для выплат, производимых гражданам из числа данной категории, т.е. по общим правилам.
Названная норма в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ, предусматривающая индексацию ежемесячных выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, такого указания не содержала, что - с учетом целевого предназначения пункта 3 статьи 2 этого Федерального закона, направленного на исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П в части установления такого механизма индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, - не означает исключения ежемесячной денежной суммы (после вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ - ежемесячной денежной компенсации), установленной инвалиду-чернобыльцу в размере, исчисленном из среднего заработка и ограниченном максимальным размером ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, из перечня выплат, подлежащих повышению в связи с увеличением стоимости жизни.
По смыслу приведенных норм, распространение на ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда здоровью, исчисленные из среднего заработка инвалида-чернобыльца, ограничения их размера максимальным размером ежемесячной страховой выплаты предполагает, что и их индексация должна проводиться в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Следовательно, размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в таких случаях подлежит повышению одновременно с повышением максимального размера ежемесячной страховой выплаты, которое до вступления в силу Федерального закона от 19 декабря 2016 года N 444-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" производилось в соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования на очередной финансовый год.
Поскольку Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 444-ФЗ в абзац первый пункта 12 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" внесено изменение, в соответствии с которым максимальный размер ежемесячной страховой выплаты устанавливается в номинальном выражении, а данная статья дополнена пунктом 13, содержащим правило о его ежегодной (с 1 февраля текущего года) индексации исходя из определенного Правительством Российской Федерации индекса роста потребительских цен за предыдущий год, после вступления данного Федерального закона в силу максимальный размер страховой выплаты и, соответственно, предусмотренные в таком размере ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда здоровью для инвалидов-чернобыльцев подлежат индексации с применением индекса роста потребительских цен.
Одновременно с этим в часть третью статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и часть третью статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ были внесены изменения, которыми предусмотрена индексация установленных данными законами выплат исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, был установлен унифицированный порядок индексации социальных выплат, включая ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда здоровью для инвалидов-чернобыльцев. Следовательно, независимо от того, каким образом определен размер указанных компенсаций - установлен в твердой сумме исходя из группы инвалидности либо исчислен из среднего заработка, в том числе в случаях, когда такие выплаты установлены в максимальном размере, - к ним применяется единый коэффициент индексации, что обеспечивает всем инвалидам-чернобыльцам повышение уровня возмещения вреда здоровью сообразно индексу роста потребительских цен. Такой подход согласуется с конституционным принципом равенства, предполагающим в том числе равное отношение к лицам, находящимся в одинаковой или сходной ситуации.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для вывода о том, что часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ в системе действующего правового регулирования может рассматриваться как нарушающая конституционные права инвалидов-чернобыльцев, в том числе К.И. Миленина, которому, по информации, представленной военным комиссариатом Тамбовской области, ежемесячная денежная компенсация с 1 февраля 2017 года выплачивается в размере 72 290 рублей 40 копеек, предусмотренном абзацем первым пункта 12 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 года N 444-ФЗ), а с 1 февраля 2018 года - в размере 74 097 рублей 66 копеек, проиндексированном в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2018 года N 74 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Миленина Константина Ивановича, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН