КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 апреля 2023 г. N 942-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
КОРОЛЕВОЙ ИРИНЫ ГЕОРГИЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ПУНКТОМ 3 ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИСЧИСЛЕНИИ ВЫСЛУГИ ЛЕТ,
НАЗНАЧЕНИИ И ВЫПЛАТЕ ПЕНСИЙ И ПОСОБИЙ ПРОКУРОРАМ
И СЛЕДОВАТЕЛЯМ, НАУЧНЫМ И ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ ОРГАНОВ
И УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИМЕЮЩИМ
КЛАССНЫЕ ЧИНЫ, И ИХ СЕМЬЯМ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки И.Г. Королевой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка И.Г. Королева оспаривает конституционность пункта 3 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям", а фактически - его абзаца второго, согласно которому право на пенсии, назначаемые в соответствии с данным Положением, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации, его первый заместитель, заместители, советники, старшие помощники и помощники, старшие помощники по особым поручениям и помощники по особым поручениям, все нижестоящие прокуроры, их первые заместители, заместители, старшие помощники и помощники, помощники по особым поручениям, начальники главных управлений и управлений органов прокуратуры, их первые заместители и заместители, начальники отделов органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры главных управлений, управлений и отделов и их семьи.
По мнению заявительницы, оспариваемая норма, примененная в ее деле судом, противоречит статьям 1 (часть 1), 2, 4 (часть 2), 6 (часть 2), 15, 17 (часть 1), 18, 19, 37 (части 1 и 5), 39 (часть 2), 55 и 129 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет не включать в выслугу лет прокурорского работника период службы в должности "начальника отдела", отнесенной приказом прокурора субъекта Российской Федерации к должности федеральной государственной гражданской службы, и не учитывать наличие у него классного чина прокурорского работника.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, федеральный законодатель в пункте 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" определил, что пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, с особенностями, предусмотренными данным Законом.
Специальным законом, регулирующим отношения по пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел, является Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", статьей 18 которого определение порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии соответствующим лицам отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Во исполнение предписаний федерального законодательства Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942 утверждено Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям. В целях реализации права граждан, проходивших службу в органах и организациях прокуратуры, на пенсионное обеспечение определен порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий, в частности, должности прокуроров и следователей, имеющих право на пенсии в соответствии с этим Положением (абзац второй пункта 3), и периоды службы (работы, учебы) в этих должностях, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсии (абзац второй пункта 1.1 раздела 1).
Такое правовое регулирование направлено на реализацию норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 применительно к данной категории лиц, обеспечивает право прокурорских работников, имеющих классные чины, на получение пенсии с учетом продолжительности их службы (работы) на соответствующих должностях в системе органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и не может расцениваться как нарушающее их права.
Проверка же правильности исчисления выслуги лет заявительницы с учетом замещаемых ею должностей в органах и организациях прокуратуры для назначения ей пенсии за выслугу лет не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Королевой Ирины Георгиевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН