КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 марта 2019 г. N 734-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ЛЕКАРЯ СЕРГЕЯ ИВАНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ РЯДОМ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ
КРЫМ "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
ОТДЕЛЬНЫХ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.И. Лекаря к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин С.И. Лекарь оспаривает конституционность следующих положений Закона Республики Крым от 30 декабря 2016 года N 345-ЗРК/2016 "Об особенностях регулирования в Республике Крым отдельных имущественных отношений":
статьи 2, согласно которой право на получение компенсации принадлежит физическому или юридическому лицу, которое являлось собственником имущества, включенного в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым (Утвержден постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым"), по состоянию на 21 февраля 2014 года и на момент включения имущества в Перечень;
пунктов 5 и 8 части 2 статьи 5, в соответствии с которыми к заявлению прилагаются нотариально заверенные копии, в частности документов, подтверждающих право собственности заявителя на имущество по состоянию на 21 февраля 2014 года и на дату включения имущества в Перечень; проекта землеустройства по отводу земельного участка; технической документации по землеустройству по установлению (восстановлению) границ земельного участка в натуре (на местности); решения соответствующего уполномоченного органа о передаче земельного участка в частную собственность (для земельных участков);
части 3 статьи 5, устанавливающей, что заявление с приложением документов, указанных в части 2 данной статьи, должно быть предоставлено собственником имущества в срок до 1 июня 2017 года;
части 3 статьи 6, в силу которой в случае непредоставления заявителем полного комплекта документов в установленный срок и (или) несоответствия имущества требованиям, установленным статьей 1 данного Закона, и (или) несоответствия заявителя требованиям, установленным статьей 2 данного Закона, уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии заявления к рассмотрению;
части 1 статьи 7, согласно которой в распоряжении Совета министров Республики Крым о выплате компенсации и соглашении может быть предусмотрено условие о рассрочке выплаты компенсации на срок более одного года, но не превышающий десяти лет.
Как следует из представленных материалов, вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции было отказано в удовлетворении административного иска С.И. Лекаря о признании незаконными решений Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, которыми гражданке Л. отказано в принятии к рассмотрению заявлений о компенсации стоимости принадлежащего ей имущества, и возложении обязанности совершить определенные действия. Суд исходил из того, что оспариваемые решения приняты ответчиком правомерно, так как основанием для этого послужило непредоставление Л. всех необходимых документов для рассмотрения вопроса о праве на получение компенсации стоимости имущества по существу; адрес недвижимого имущества, за компенсацией которого обратилась Л., не совпадает с адресом земельного участка, на котором оно расположено, а также с адресом имущества, включенного в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым. При этом суд пришел к выводу, что административный истец, указывающий, что является наследником первой очереди по закону после смерти Л., к субъекту спорных правоотношений не относится, а право на рассмотрение заявлений в установленном порядке принадлежит исключительно заявителю и в порядке наследования не переходит.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 2 (часть 1), 8 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 36 (часть 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они допускают возможность ограничения права на получение компенсации стоимости имущества, перешедшего в собственность государства.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Закон Республики Крым "Об особенностях регулирования в Республике Крым отдельных имущественных отношений" (в том числе оспариваемые заявителем статья 2, пункты 5 и 8 части 2 и часть 3 статьи 5 и часть 3 статьи 6), определяющий механизм осуществления компенсации стоимости имущества в связи с прекращением у прежнего правообладателя и возникновением у Республики Крым права собственности на такое имущество, включенное в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, и устанавливающий перечень документов, необходимых для заключения между уполномоченным органом и заявителем соглашения о выплате компенсации, а также основания для принятия решения об отказе в принятии заявления о получении компенсации к рассмотрению, сам по себе не может расцениваться как нарушающий в указанном в жалобе аспекте конституционные права заявителя как наследника по закону, реализация прав которого обусловлена спецификой наследственного правопреемства, предполагающего включение в наследственную массу только тех объектов, принадлежность которых наследодателю надлежащим образом юридически подтверждена, а переход соответствующих прав и обязанностей - допускается законом.
Что касается части 1 статьи 7 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования в Республике Крым отдельных имущественных отношений", то представленными заявителем судебными постановлениями применение данного положения в деле с его участием не подтверждается, а потому в этой части жалоба также не может быть признана допустимой в соответствии с требованиями статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лекаря Сергея Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН