КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 марта 2019 г. N 735-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ОБЩЕСТВА
С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПЛАКОМ" НА НАРУШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПУНКТОМ 2 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ
3 И СТАТЬЕЙ 8 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
СОЗДАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ ЗОН С ОСОБОЙ
АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ТЕРРИТОРИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы ООО "ПЛАКОМ" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. ООО "ПЛАКОМ" оспаривает конституционность следующих положений Закона Республики Крым от 7 июля 2017 года N 409-ЗРК/2017 "Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории":
пункта 2 части 1 статьи 3, согласно которому до утверждения правил землепользования и застройки в отношении территорий, включенных в границы архитектурно-планировочной зоны, Совет министров Республики Крым или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Республики Крым осуществляет, в частности, следующие полномочия в границах данной зоны: на основании заключения соответствующей комиссии принимает решение о целесообразности сохранения самовольной постройки и условиях реализации такого решения;
статьи 8, в соответствии с которой объекты капитального строительства и иные объекты признаются самовольной постройкой по решению Совета министров Республики Крым; снос самовольных построек осуществляется по решению органа местного самоуправления, а в случае неосуществления указанных мероприятий в установленном порядке и сроки - по решению Совета министров Республики Крым; для организации сноса самовольных построек Советом министров Республики Крым или уполномоченным им органом могут привлекаться, в том числе на безвозмездной основе, соответствующие государственные предприятия и учреждения, обладающие необходимыми материально-техническими ресурсами, оборудованием для осуществления соответствующих работ; порядок организации работы по сносу самовольных построек в границах архитектурно-планировочной зоны устанавливается Советом министров Республики Крым.
Как следует из представленных материалов, решением арбитражного суда, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, заявление ООО "ПЛАКОМ" о признании недействительным распоряжения Совета министров Республики Крым от 13 октября 2017 года N 1175-р "О признании объектов самовольными постройками" в части включения в перечень объектов, признаваемых самовольными постройками, торгового центра было оставлено без удовлетворения.
Суды установили, что на момент рассмотрения спора реконструированный объект - торговый центр не введен в эксплуатацию, право собственности на данный объект с существующими параметрами в соответствии с законодательством Российской Федерации не зарегистрировано; в отношении реконструированного здания торгового центра в производстве арбитражного суда находятся два дела о его сносе в судебном порядке, решения по которым не приняты. В период рассмотрения указанных споров регулирование отношений по сносу самовольной постройки изменилось - вступил в силу пункт 4 статьи 222 ГК Российской Федерации, которым органам местного самоуправления было предоставлено право внесудебного сноса самовольных построек, расположенных в определенных зонах, в том числе зонах с особой архитектурно-планировочной организацией территории (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации). В развитие положений указанной нормы права на территории Республики Крым принят ряд нормативно-правовых актов, в числе которых Закон Республики Крым "Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории"; постановление Совета министров Республики Крым от 11 сентября 2017 года N 454 "О создании зон с особой архитектурно-планировочной организацией территорий"; Положение об организации работы по сносу самовольных построек, созданных (возведенных) на территории Республики Крым, на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения (утверждено постановлением Совета министров Республики Крым от 18 июля 2017 года N 370). Суды пришли к выводу о разграничении данными нормативными актами процедуры признания постройки самовольной (отнесено к компетенции Совета министров Республики Крым) и принятия решения о ее сносе (по общему правилу, отнесено к компетенции администрации) и, соответственно, о том, что в функции Совета министров Республики Крым входят удостоверение и закрепление статуса постройки в качестве самовольной, в то время как судьбу данной постройки решает орган местного самоуправления, обладающий самостоятельной дискрецией в этой сфере и действующий на основании соответствующего решения Межведомственной правительственной комиссии по выявлению и пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым.
По мнению заявителя, указанные законоположения не соответствуют статьям 8, 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 55 (части 2 и 3), 64, 130 и 132 Конституции Российской Федерации, поскольку не отвечают требованиям ясности и определенности, что позволяет устанавливать дополнительные исключения из общего правила о признании построек самовольными в силу статьи 222 ГК Российской Федерации и о сохранении права собственности на объекты недвижимого имущества, возникшего до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также поскольку дают возможность органам исполнительной власти Республики Крым и органам местного самоуправления принимать решения о признании объектов недвижимого имущества самовольными постройками с последующим сносом и допускают изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в границах архитектурно-планировочной зоны, что влечет возможность лишения собственника принадлежащего ему имущества во внесудебном порядке и без какой-либо компенсации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Закон Республики Крым "Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории", устанавливающий особенности создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", федеральными законами, Конституцией Республики Крым, а также законами и другими нормативными правовыми актами Республики Крым (в том числе оспариваемые заявителем пункт 2 части 1 его статьи 3 и его статья 8, которые отношений, связанных с изъятием земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в границах архитектурно-планировочной зоны, не регламентируют), не может расцениваться как нарушающий в обозначенном в жалобе аспекте конституционные права заявителя, в деле с участием которого арбитражные суды пришли к выводу, что данный Закон и принятые в его развитие иные нормативные правовые акты подлежат применению к спорной ситуации наряду с положениями пункта 4 статьи 222 ГК Российской Федерации, а также что само по себе решение о признании постройки самовольной решением о ее внесудебном сносе не является и принятия такого решения не влечет.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "ПЛАКОМ", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН