КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 октября 2021 г. N 2313-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
АБУБАКИРОВА ДМИТРИЯ МАДИНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 6 СТАТЬИ 71 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ
В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Д.М. Абубакирова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Д.М. Абубакиров оспаривает конституционность пункта 6 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому, если представительный орган муниципального образования не был сформирован в правомочном составе, повторные выборы проводятся не позднее чем через три месяца со дня голосования на основных выборах; в остальных случаях повторные выборы проводятся во второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на этих выборах либо в иной день, но не позднее чем через один год со дня появления основания для проведения повторных выборов.
Как следует из представленных материалов, решением избирательной комиссии муниципального образования были назначены повторные выборы одного депутата представительного органа муниципального образования по многомандатному избирательному округу в связи с тем, что после определения результатов выборов кандидат, избранный депутатом, отказался от замещения данной должности. Решением районного суда, с которым согласились суды вышестоящих инстанций, Д.М. Абубакирову, избранному депутатом того же представительного органа муниципального образования, отказано в удовлетворении его административного искового заявления о признании незаконным указанного решения избирательной комиссии муниципального образования. Суды установили, что представительный орган не был сформирован на данных выборах ввиду отказа от депутатского мандата кандидата, не пожелавшего сложить с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата. Суды также указали на отсутствие оснований для назначения представительным органом муниципального образования дополнительных выборов, поскольку кандидат, избранный депутатом на данных выборах, не вступал в эту должность и его отказ от мандата не связан с досрочным прекращением им полномочий депутата. В связи с этим суды пришли к выводу о правомочности избирательной комиссии назначать повторные выборы одного депутата представительного органа муниципального образования.
По мнению Д.М. Абубакирова, оспариваемое законоположение не позволяет представительному органу муниципального образования, избранному в правомочном составе, самостоятельно решить вопрос о целесообразности назначения повторных выборов, что противоречит статьям 130, 132 (часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Устанавливая основания для проведения повторных и (или) дополнительных выборов депутатов по многомандатному избирательному округу, статья 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает, что орган, уполномоченный на то законом, назначает повторные выборы депутатов, если выборы признаны несостоявшимися, недействительными либо избранный кандидат не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата (пункт 5); дополнительные выборы депутатов назначаются и проводятся в случае досрочного прекращения полномочий депутата, если в многомандатном округе замещено менее двух третей депутатских мандатов (пункт 9).
Пункт 6 той же статьи предусматривает сроки проведения повторных выборов, дни голосования на таких выборах, в том числе предписывает проведение повторных выборов не позднее чем через три месяца со дня голосования на основных выборах в случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или представительный орган муниципального образования не был сформирован в правомочном составе. Вместе с тем пункт 6 статьи 71 названного Федерального закона не предполагает усмотрение соответствующего органа публичной власти в назначении и проведении повторных выборов.
В силу статьи 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, после чего он обязан в пятидневный срок представить копию приказа об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей (пункт 6); в случае, если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не выполнит данное требование, соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании такого кандидата избранным (пункт 6.1).
В представленных с данной жалобой судебных актах установлено, что один из кандидатов, избранных по многомандатному избирательному округу, в пятидневный срок не представил документы об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования. В связи с этим избирательная комиссия муниципального образования отменила решение об установлении общих результатов выборов в части избрания депутатом лица, не исполнившего указанную обязанность, и в установленные сроки назначила повторные выборы одного депутата представительного органа муниципального образования по многомандатному избирательному округу.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, на реализацию и защиту избирательных прав граждан направлена деятельность избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов; это требует от них ответственного отношения к исполнению своих полномочий, сопряженного с эффективной заботой о создании условий для полноценного участия в выборах граждан, политических партий и других субъектов избирательного процесса; игнорирование данной обязанности не согласуется с конституционной ценностью избирательных прав граждан и их объединений и с конституционной ролью органов и должностных лиц публичной власти при подготовке и проведении выборов (постановления от 13 апреля 2017 года N 11-П и от 12 марта 2021 года N 6-П).
Таким образом, оспариваемое положение Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", будучи направленным на защиту избирательных прав граждан, во взаимосвязи с иными положениями данного Федерального закона не может расцениваться как нарушающее права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Абубакирова Дмитрия Мадиновича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН