КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 декабря 2023 г. N 3383-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ЕВСТИГНЕЕВА ВЛАДИМИРА ПЕТРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 3 СТАТЬИ 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.П. Евстигнеева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.П. Евстигнеев, являющийся получателем страховой пенсии по старости, назначенной ему в 2017 году, оспаривает конституционность пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года не применяющегося, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей данному Федеральному закону), устанавливающего один из 2 вариантов определения расчетного размера трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии для оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года исходя из продолжительности общего трудового стажа, содержащего перечень включаемых в нее периодов.
По мнению заявителя, применение судами общей юрисдикции и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в его деле оспариваемой нормы без учета положений пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 29 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утверждено постановлением Министерства труда Российской Федерации от 17 октября 2003 года N 70) не соответствует статье 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку исключает возможность зачета в страховой (общий трудовой) стаж при исчислении размера страховой пенсии по старости периода обучения и периода прохождения военной службы по призыву в льготном исчислении.
В.П. Евстигнеев просит также признать его кассационную жалобу о перерасчете страховой пенсии по старости подлежащей рассмотрению в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Статья 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривая несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, позволяет им выбрать наиболее благоприятный для исчисления размера пенсии. В частности, в пункте 3 данной статьи закреплен такой вариант, при котором общий трудовой стаж определяется в календарном порядке с учетом продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности (в том числе службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и Вооруженных Силах бывшего СССР) до 1 января 2002 года, а в пункте 4 этой же статьи установлена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года, - исходя из продолжительности общего трудового стажа, в который включаются указанные периоды службы по призыву - в двойном размере, а также периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях).
Указанное правовое регулирование направлено на обеспечение сохранения пенсионных прав, приобретенных до введения в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также исчисление расчетного размера трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии с учетом интересов застрахованного лица путем выбора наиболее благоприятного для гражданина варианта. Следовательно, положения пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, размер пенсии которому был определен пенсионным органом по наиболее выгодному для него варианту, предусмотренному пунктом 3 статьи 30 названного Федерального закона.
Не соглашаясь с порядком определения продолжительности его стажа при исчислении размера пенсии, В.П. Евстигнеев настаивает на том, чтобы размер его пенсии был определен в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с включением в общий трудовой стаж периода его военной службы по призыву в двойном размере и периода его обучения, которые засчитывались в общий трудовой стаж при назначении пенсии по ранее действовавшему законодательству, как это предусмотрено пунктом 4 статьи 30 данного Федерального закона, то есть фактически с одновременным применением положений пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Между тем разрешение данного вопроса, равно как и иных поставленных заявителем в жалобе вопросов, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, определенным в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Евстигнеева Владимира Петровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН