КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 декабря 2023 г. N 3388-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
ЛЕОНЕНКОВОЙ МАРИНЫ ВАЛЕНТИНОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 48 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ,
ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ,
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, ОРГАНАХ ПО КОНТРОЛЮ
ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ,
УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ,
ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНАХ
ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ИХ СЕМЕЙ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки М.В. Леоненковой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка М.В. Леоненкова оспаривает конституционность статьи 48 "Применение коэффициентов к размерам пенсий" Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Как следует из представленных материалов, М.В. Леоненкова в сентябре 2020 года уволена со службы в органах принудительного исполнения по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 80 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения). Выслуга лет заявительницы на день увольнения составила более 32 лет в календарном исчислении (в льготном исчислении - более 33 лет).
М.В. Леоненковой, в период службы проживавшей на территории Камчатского края, была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, выплачивавшаяся без установления к ней районного коэффициента в связи с нахождением заявительницы на территории Краснодарского края. Невозможность применения льгот, установленных оспариваемой нормой, органами принудительного исполнения объяснялась тем, что стаж службы в должности, предусматривающей наличие специального звания, у М.В. Леоненковой составляет более 4 месяцев.
По мнению М.В. Леоненковой, оспариваемая норма, примененная в ее деле судами общей юрисдикции, не соответствует статьям 7, 19, 39 и 55 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Статья 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 определяет правила исчисления пенсий гражданам, проходившим военную службу и службу в органах, осуществляющих правоохранительную деятельность, получающим пенсию и проживающим в местностях, где к денежному довольствию указанных категорий государственных служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, как на период проживания их в этих местностях, так и в случае их выезда из указанных местностей на новое постоянное место жительства, в том числе при условии наличия у них стажа службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, а также в тех случаях, когда такой пенсионер проживает в местностях, где к денежному довольствию коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Указанные законоположения, имеющие льготный характер, направлены на повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, проходивших военную службу, а также службу в органах, осуществляющих правоохранительную деятельность, и проживающих в неблагоприятных природно-климатических условиях.
При этом статья 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, оспариваемая М.В. Леоненковой, каких-либо особенностей правового регулирования в отношении граждан, до поступления на службу в органы принудительного исполнения длительное время замещавших должность федеральной государственной гражданской службы, при прохождении которой они формировали право на получение страховой пенсии, не устанавливает и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявительницы в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Леоненковой Марины Валентиновны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН