КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 декабря 2023 г. N 3474-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ТОВАРИЩЕСТВА
СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ "ЛЕНИНГРАДСКАЯ 3" НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы товарищества собственников жилья "Ленинградская 3" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Товарищество собственников жилья "Ленинградская 3" (далее также - товарищество) оспаривает конституционность статей 24.6 "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами", 24.7 "Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами", 24.8 "Виды деятельности и тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащие регулированию" и 24.9 "Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами" Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Как следует из представленных материалов, решением арбитражного суда, с которым согласились суды вышестоящих инстанций, удовлетворены исковые требования регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами о взыскании с заявителя задолженности по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также неустойки.
По мнению товарищества, оспариваемые нормы не соответствуют статье 8 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку устанавливают монополию региональных операторов при осуществлении деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в результате чего указанные субъекты получают возможность произвольно определять порядок оказания соответствующей услуги и увеличивать единые тарифы.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивал в ряде решений, что необходимость предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления (включая твердые коммунальные отходы) на здоровье человека, а также забота о сохранении благоприятной окружающей среды, являющейся одним из важнейших условий обеспечения достойной жизни, свободного развития человека и устойчивого экономического роста страны (статья 7, часть 1; статья 41, часть 1; статьи 42 и 75.1 Конституции Российской Федерации), обусловливают потребность в создании необходимой инфраструктуры обращения с такого рода отходами, соответствующей мировым стандартам экологической безопасности, увеличении доли перерабатываемых отходов и уменьшении объема захораниваемых фракций, расширении масштабов вовлечения переработанных отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья или энергии и т.п.
Ввиду этого деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами направлена не только на удовлетворение частных интересов, но и на достижение общественно значимых целей по предотвращению вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и сохранению благоприятной окружающей среды (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2022 года N 52-П, определения от 5 декабря 2022 года N 3211-О и N 3212-О).
Для решения указанных задач федеральным законодателем и Правительством Российской Федерации установлено специальное нормативное регулирование, определяющее правовые основы обращения с отходами производства и потребления, включая деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами (Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" и др.).
В частности, согласно положениям пункта 1 статьи 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. При этом статус регионального оператора присваивается по итогам конкурсного отбора, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на срок не более чем десять лет (пункты 4 и 5 статьи 24.6 названного Федерального закона). Данные конкурсные отборы, как указано в пункте 3 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 года N 881), являются открытыми по составу участников.
Кроме того, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляются региональным оператором на основании договора, заключаемого в соответствии с типовым договором, который в силу пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" утверждается Правительством Российской Федерации. Перечень регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами закреплен в статье 24.8 названного Федерального закона, а государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24.9 данного Федерального закона).
Таким образом, оспариваемые положения призваны обеспечить достижение целей государственной политики в сфере экологической безопасности, не содержат оснований для произвольного установления региональными операторами единых тарифов и определения порядка оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а потому не могут расцениваться как нарушающие в указанном в жалобе аспекте конституционные права товарищества.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы товарищества собственников жилья "Ленинградская 3", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН