КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 апреля 2022 г. N 1032-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ТЕРЯЕВА СЕРГЕЯ АЛЕКСЕЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 8 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЧАСТЬЮ 5 СТАТЬИ 15, ЧАСТЬЮ 1
СТАТЬИ 157 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, АБЗАЦАМИ
ПЯТЫМ И ТРИНАДЦАТЫМ ПУНКТА 2, ПОДПУНКТОМ "В"
ПУНКТА 17, ПУНКТОМ 42.1 ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ
И ФОРМУЛОЙ 2 ПРИЛОЖЕНИЯ N 2 К ДАННЫМ ПРАВИЛАМ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.А. Теряева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин С.А. Теряев - собственник не оборудованного прибором учета тепловой энергии жилого дома, с которого в судебном порядке в пользу теплоснабжающей организации была взыскана задолженность по оплате тепловой энергии, рассчитанная с учетом общей площади названного дома, оспаривает конституционность следующих нормативных положений:
пункта 1 статьи 8 "Основания возникновения гражданских прав и обязанностей" ГК Российской Федерации;
части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации о том, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас;
части 1 статьи 157 названного Кодекса, согласно которой, в частности, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
абзацев пятого и тринадцатого пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, далее - Правила), закрепляющих понятия "домовладение" и "норматив потребления коммунальной услуги";
подпункта "в" пункта 17 данных Правил, устанавливающего, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут;
пункта 42.1 Правил, а фактически его абзаца второго, в соответствии с которым, в частности, в жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2.1 приложения N 2 к Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;
формулы 2 Приложения N 2 к Правилам, исходя из которой размер платы за коммунальную услугу по отоплению в отдельном не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме определяется как произведение общей площади жилого дома, норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и тарифа (цены) на тепловую энергию, установленного (определенной) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения противоречат статьям 2, 8 (часть 2), 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 21 (часть 1), 27 (часть 2), 35 (части 2 и 3), 36 (часть 2), 40 (часть 2), 45 (часть 1), 46 (часть 1), 53 и 58 Конституции Российской Федерации ввиду их неопределенности, несправедливости и несоразмерности при регламентации предоставления коммунальной услуги по отоплению и порядка расчета платы за нее собственникам не оснащенных прибором учета тепловой энергии жилых домов, поскольку в том числе приводят к взиманию платы, определенной исходя из общей площади дома (включающей неотапливаемые помещения гаража и подвала), а также исчисленной на основании нормативов, установленных недействующими нормативными актами и (или) рассчитанных для иной категории жилых помещений.
Кроме того, С.А. Теряев просит в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указать на необходимость применения к нему компенсаторных механизмов (возмещения нанесенного ущерба, морального вреда) судом, рассмотревшим в первой инстанции дело с его участием, в котором были применены оспариваемые нормативные положения.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306), регламентирующие отношения по установлению нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе в отношении индивидуальных жилых домов, предписывают при их определении:
использовать данные об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов в жилых домах, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства и расположенных в аналогичных климатических условиях;
дифференцировать нормативы потребления коммунальных услуг по соответствующим группам;
определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением метода аналогов по предусмотренным разделом I приложения N 1 к данным Правилам формулам (пункты 32, 33, 35 и 42);
согласно формуле N 5 указанного раздела - рассчитывать норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых домах исходя из общей площади относящихся к одной группе жилых домов и суммарного за отопительный период расхода тепловой энергии на их отопление (т.е. как расход тепловой энергии, приходящийся на 1 кв. м общей площади дома, включая неотапливаемые помещения).
Рассматриваемые в системной взаимосвязи с вышеприведенными нормативными предписаниями оспариваемые С.А. Теряевым положения не предполагают произвольного определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению и обеспечивают в заданных условиях справедливый баланс интересов поставщиков тепловой энергии и владельцев жилых домов, подключенных к централизованной системе теплоснабжения. Они не препятствуют установке потребителями коммунальной услуги по отоплению в жилых домах приборов учета тепловой энергии для более точного определения фактического расхода тепловой энергии и не исключают возможность защиты прав потребителей коммунальной услуги по отоплению, в том числе посредством предъявления требований о возмещении убытков, причиненных изданием не соответствующего закону (иному правовому акту) акта государственного органа, на основании статей 16 и 1069 ГК Российской Федерации. Соответственно, оспариваемые заявителем нормы не могут расцениваться как нарушающие в указанном в жалобе аспекте его права.
Установление же и оценка фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения конкретного дела заявителя, выбор с их учетом подлежащих применению норм не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". В связи с несоответствием жалобы С.А. Теряева критериям допустимости обращения в Конституционный Суд Российской Федерации не подлежит разрешению и вопрос о применении к нему компенсаторных механизмов, предусмотренных частью четвертой статьи 100 указанного Федерального конституционного закона.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Теряева Сергея Алексеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН