КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2021 г. N 1684-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ФОНДА СААМСКОГО
НАСЛЕДИЯ И РАЗВИТИЯ НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
АБЗАЦЕМ ПЕРВЫМ ПУНКТА 4 СТАТЬИ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы Фонда саамского наследия и развития к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Фонд саамского наследия и развития (далее - Фонд) оспаривает конституционность абзаца первого пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которому ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.
Как следует из представленных материалов, Фонд обратился в Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов в связи с обстоятельствами передачи земель традиционного природопользования коренных малочисленных народов в качестве охотничьих угодий охотничьему клубу. В соответствии с указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которое было дано в связи с размещенными в средствах массовой информации сведениями об обращении Фонда в структуры ООН, природоохранная прокуратура направила Фонду требование о явке для дачи объяснений по обстоятельствам указанного обращения. Расценив данное требование в качестве проверки, проводимой в отношении Фонда, заявитель обратился в природоохранную прокуратуру с требованием о предоставлении материалов проверки, в том числе копии указания Генерального прокуратуры Российской Федерации. Решением заместителя прокурора природоохранной прокуратуры, оставленным без изменения вышестоящим прокурором, данное обращение Фонда оставлено без удовлетворения. При этом заявитель был информирован о том, что прокурорская проверка в отношении него не проводится, проверочные мероприятия осуществляются по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации относительно освещенных в средствах массовой информации обстоятельств о нарушениях прав коренных малочисленных народов, материалы проверки не содержат сведений, затрагивающих права Фонда.
Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, Фонду отказано в удовлетворении требования о признании незаконным решения прокурора о непредставлении указанных материалов проверки. Суды установили, что проверка в отношении Фонда природоохранной прокуратурой не проводилась, а требование о явке для дачи объяснений было связано с проводимыми по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации мероприятиями по надзору за исполнением законов и соблюдением прав человека. При этом суды указали на самостоятельность органов прокуратуры и недопустимость их принуждения к предоставлению находящихся в производстве материалов иным лицам. В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации заявителю было отказано.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 24 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не допускает ознакомления с материалами прокурорской проверки в случаях, когда такая проверка была проведена не по обращению лица, чьи права затрагиваются ее материалами.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В силу непосредственного действия статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом, гражданину (объединению граждан) должна быть доступна любая затрагивающая его права и свободы информация при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 года N 3-П).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу пункта 4 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы, при этом отказ в ознакомлении с материалами проверки должен быть мотивированным и во всяком случае может быть подвергнут судебному контролю по требованию гражданина (определения от 26 января 2017 года N 113-О и от 29 сентября 2020 года N 2363-О).
Как следует из представленных материалов, по результатам судебного контроля по административному делу Фонда установлено, что проверка в отношении него природоохранной прокуратурой не проводилась, при этом в ее в распоряжении отсутствует какая-либо информация, затрагивающая права заявителя.
Таким образом, оспариваемая норма не может расцениваться как нарушающая конституционные права Фонда в указанном им аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Фонда саамского наследия и развития, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН