КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2021 г. N 2055-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ПАНЧЕНКО МАКСИМА ЮРЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ РЯДОМ ПОЛОЖЕНИЙ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПУНКТАМИ 12 - 18 И 28 ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПРИМЕНЕНИИ
НОРМ ГЛАВЫ 47.1 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ
КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ", А ТАКЖЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 18 СЕНТЯБРЯ 2014 ГОДА N 2099-О
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина М.Ю. Панченко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Жалобы гражданина М.Ю. Панченко, осужденного к пожизненному лишению свободы, поименованные, с его слов, как кассационные, так и надзорные, на вынесенные в его отношении в 2001 году судебные решения (приговор областного суда и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации как суда второй инстанции) возвращены без рассмотрения как повторные письмами судей Верховного Суда Российской Федерации, в том числе в 2021 году, с разъяснением, что законность оспариваемых решений уже проверялась в надзорном порядке судьей Верховного Суда Российской Федерации и заместителем Председателя этого суда.
В данной связи заявитель просит признать не соответствующими статьям 15 (часть 1), 18, 45, 46 (часть 1), 55 (часть 1), 120 (части 1 и 2) и 126 Конституции Российской Федерации часть первую статьи 401.5 "Возвращение кассационных жалобы, представления без рассмотрения", часть первую статьи 401.15 "Основания отмены или изменения судебного решения при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке", статью 401.17 "Недопустимость внесения повторных кассационных жалобы, представления", часть первую статьи 412.4 "Возвращение надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу" и часть первую статьи 412.9 "Основания отмены или изменения судебных решений в порядке надзора" УПК Российской Федерации, пункты 12 - 18 и 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 19 "О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" во взаимосвязи с пунктом 2.1 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2014 года N 2099-О.
По утверждению заявителя, оспариваемые положения нарушают его права, поскольку позволяют возвращать без рассмотрения кассационные и надзорные жалобы на судебные решения, вступившие в законную силу до 1 октября 2019 года, письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации со ссылкой на ранее вынесенное постановление судьи этого же суда об отказе в удовлетворении надзорной жалобы, с которым согласился заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, притом что такие жалобы не являлись предметом рассмотрения в судах кассационной и надзорной инстанций.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Статьи 46 (части 1 и 2) и 50 (часть 3) Конституции Российской Федерации, гарантирующие каждому право на судебную защиту и на обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, а каждому осужденному за преступление - право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, не предполагают возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты (в том числе обжалования судебных решений, вступивших в законную силу), особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из статей 46 - 53, 118, 120, 123 и 125 - 128 Конституции Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 января 2000 года N 6-О, от 8 ноября 2005 года N 399-О, от 26 апреля 2016 года N 735-О, от 19 декабря 2017 года N 2834-О, от 29 мая 2018 года N 1360-О, от 27 сентября 2019 года N 2292-О, от 23 апреля 2020 года N 1066-О и др.).
Так, в соответствии с частью 7 статьи 2 Федерального закона от 11 октября 2018 года N 361-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", изложившего в новой редакции в том числе отдельные положения глав 47.1 и 48.1 УПК Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные решения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции - если указанные судебные решения были предметом рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации как суде второй инстанции, - обжалуются в Президиум Верховного Суда Российской Федерации и рассматриваются по правилам, предусмотренным главой 48.1 УПК Российской Федерации, т.е. в порядке надзора. Данное правовое регулирование направлено не на ограничение прав участников уголовного судопроизводства, а на обеспечение правовой определенности и стабильности закона, препятствует смешению или подмене прежнего и ныне действующего порядка пересмотра судебных решений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2020 года N 2646-О и от 26 февраля 2021 года N 336-О).
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, внося изменения в правовое регулирование апелляционного, кассационного и надзорного производства по уголовным делам и устанавливая порядок вступления в силу Федерального закона от 11 октября 2018 года N 361-ФЗ, федеральный законодатель не вышел за пределы своих полномочий. При этом введение нового правового регулирования само по себе не может рассматриваться как нарушающее правовое равенство между теми лицами, которые были участниками правоотношений по ранее действовавшему законодательству, и лицами, являющимися участниками правоотношений, регламентированных вновь принятыми правовыми нормами. Иное исключало бы возможность реализации закрепленного в статье 71 (пункты "а", "о") Конституции Российской Федерации полномочия федерального законодателя по изменению законов, в том числе в области уголовно-процессуального законодательства (определения от 24 декабря 2013 года N 2016-О, от 22 января 2014 года N 120-О, от 20 февраля 2014 года N 415-О, от 25 сентября 2014 года N 2069-О, от 19 декабря 2019 года N 3345-О и N 3350-О, от 27 февраля 2020 года N 289-О, от 28 мая 2020 года N 1322-О и др.).
Что касается возможности подачи повторных надзорных жалоб в порядке главы 48.1 УПК Российской Федерации, то данный вопрос неоднократно ставился М.Ю. Панченко в его предшествующих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации, по результатам изучения которых вынесены определения от 26 мая 2016 года N 1106-О, от 25 октября 2016 года N 2192-О и от 28 февраля 2019 года N 528-О, в которых, в частности, отмечалось, что положения данной главы не могут расцениваться как препятствующие выявлению и устранению в порядке надзора судебных ошибок, свидетельствующих о неправосудности принятого нижестоящим судом решения, равно как и положения статьи 401.17 УПК Российской Федерации. Новая жалоба заявителя и приложенные к ней материалы не дают оснований для иного вывода.
Из представленных материалов также следует, что М.Ю. Панченко воспользовался правом обжалования вынесенного в его отношении приговора областного суда как во второй (кассационной), так и в надзорной инстанциях, притом что Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации как судебная инстанция, в адрес которой были поданы кассационные жалобы заявителя, уже рассматривала его уголовное дело в качестве суда второй инстанции.
Таким образом, отсутствуют основания утверждать, что оспариваемые положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации нарушают конституционные права М.Ю. Панченко обозначенным им образом.
Установление наличия оснований для принятия судом надзорной инстанции конкретных обращений заявителя к рассмотрению с учетом обстоятельств его дела не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Кроме того, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации как акты толкования закона в силу статьи 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и пункта 3 части первой статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не могут выступать самостоятельным предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2018 года N 224-О, от 27 февраля 2018 года N 275-О, от 24 октября 2019 года N 2745-О, от 26 марта 2020 года N 785-О, от 26 февраля 2021 года N 343-О и др.).
Определение же Конституционного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2014 года N 2099-О является судебным решением, которое в силу статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" окончательно и обжалованию не подлежит.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Панченко Максима Юрьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку разрешение поставленных заявителем вопросов Конституционному Суду Российской Федерации не подведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН