КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 января 2019 г. N 115-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
КОЛЕНЧАКА ВАЛЕРИЯ АНАТОЛЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ "Д" СТАТЬИ 5 УКАЗА ПРЕЗИДИУМА
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР "ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ ЛЬГОТ ДЛЯ ЛИЦ,
РАБОТАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И В МЕСТНОСТЯХ,
ПРИРАВНЕННЫХ К РАЙОНАМ КРАЙНЕГО СЕВЕРА"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.А. Коленчака к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.А. Коленчак оспаривает конституционность пункта "д" статьи 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", утвержденного Законом СССР от 7 мая 1960 года, согласно которому работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Льготы, предусмотренные данной статьей, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах. В этих случаях стоимость проезда, единовременное пособие и суточные, предусмотренные пунктом "а" данной статьи, работнику не выплачиваются, а в случае приезда к месту работы членов семьи работника выплата стоимости проезда, провоза багажа и единовременного пособия на членов семьи производится по нормам, предусмотренным пунктом "а" данной статьи.
Как следует из представленных материалов, В.А. Коленчаку установлена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей". В 2017 году ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона (на 2017 год - 60 лет мужчины и 55 лет женщины), в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа.
По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит статьям 7, 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, допускает льготное исчисление стажа работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при назначении досрочной страховой пенсии только для тех лиц, которые заключили срочные трудовые договоры о работе в этих районах.
Оспариваемая норма была применена в деле В.А. Коленчака судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.А. Коленчаком материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Доводы заявителя, приведенные в обоснование своей позиции, свидетельствуют о том, что фактически им ставится вопрос о проверке правильности применения правоприменительными органами, в том числе судами общей юрисдикции, оспариваемого положения во взаимосвязи с другими нормами пенсионного законодательства, предусматривающими льготное исчисление стажа работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при назначении досрочной страховой пенсии, и с положениями Кодекса законов о труде РСФСР (утратил силу с 1 февраля 2002 года в связи с вступлением в силу Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ), регулирующими порядок заключения трудового договора (контракта) (статья 17), а также закрепляющими положения о порядке оформления и ведения трудовой книжки работника (статья 39), и, следовательно, о проверке законности и обоснованности состоявшихся по делу правоприменительных решений. Между тем разрешение данных вопросов не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коленчака Валерия Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН