КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 января 2019 г. N 160-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН АНИСКИНА
ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА И АНИСКИНОЙ ВАЛЕНТИНЫ ИВАНОВНЫ
НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 3 СТАТЬИ
52 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию граждан В.Н. Анискина и В.И. Анискиной вопрос о возможности принятия их жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции было отказано в удовлетворении требований граждан В.Н. Анискина и В.И. Анискиной к администрации одного из районов города Ростова-на-Дону о принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. При этом суд исходил из того, что истцами в орган местного самоуправления не были предоставлены документы, необходимые для принятия решения по их заявлению о признании их малоимущими и постановке на данный учет.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.Н. Анискин и В.И. Анискина оспаривают конституционность части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии; в случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства; принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
По мнению заявителей, оспариваемая норма не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 40 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не определяет порядок принятия на учет граждан, не имеющих места жительства.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые положения части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятые законодателем в порядке реализации конституционных гарантий, предусмотренных статьей 40 Конституции Российской Федерации, подлежащие применению во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, Областной закон Ростовской области от 7 октября 2005 года N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области" в редакции Областного закона Ростовской области от 7 ноября 2018 года N 37-ЗС), не лишают граждан при отсутствии у них постоянного места жительства права встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях путем подачи заявления и документов, подтверждающие их право состоять на учете (кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет), в орган местного самоуправления по месту пребывания (фактического проживания) либо через многофункциональный центр и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителей, которые, как следует из решения суда по их делу, не представили в орган местного самоуправления адрес своего фактического проживания и документы, необходимые для принятия решения по их заявлению о признании малоимущими и постановке на учет.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Анискина Владимира Николаевича и Анискиной Валентины Ивановны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН