КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 января 2019 г. N 161-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
КАРЛОВА БОРИСА ЮРЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ 52 И 54 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, СТАТЬИ 15 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Б.Ю. Карлова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, было признано правомерным решение жилищной комиссии территориального управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации о снятии гражданина Б.Ю. Карлова с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Как указали суды, Б.Ю. Карлову в период прохождения военной службы было предоставлено жилое помещение, которым он распорядился и не может сдать в установленном порядке (данное помещение было приватизировано и продано его супругой), также он в 2014 году подарил принадлежавшую ему на праве собственности двухкомнатную квартиру своей дочери.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Б.Ю. Карлов оспаривает конституционность следующих норм:
части 4 статьи 52, пунктов 1 и 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающих необходимость представления гражданами вместе с заявлениями о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях документов, подтверждающих право граждан состоять на этом учете, и устанавливающих, что отказ в принятии на такой учет допускается в случаях, если не представлены указанные документы или не истек срок, предусмотренный статьей 53 данного Кодекса;
пунктов 1, 3, 13 и 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", предусматривающих жилищные гарантии для военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, а также условия их предоставления, в том числе об однократном обеспечении жильем и о необходимости представления документов об освобождении жилого помещения.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 17 (части 1 и 2), 18, 19 (части 1 и 2), 40 и 55 (часть 3), поскольку позволяют снимать с жилищного учета граждан, уволенных с военной службы, которые, действуя добросовестно, представили необходимые для такого учета документы, а также допускают пересмотр ранее принятых решений жилищной комиссии о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях при отсутствии для этого правовых оснований, предусмотренных частью 1 статьи 56 "Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях" Жилищного кодекса Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2), одновременно предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3).
Оспариваемые законоположения, устанавливающие жилищные гарантии для военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, условия их предоставления, а также требования, регламентирующие постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, снятие их с такого учета, обеспечивают предоставление жилищных гарантий лишь реально нуждающимся в них лицам и направлены в том числе на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы, жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих". При этом граждане, которые не имеют правовых оснований для получения жилищных гарантий в рамках специальной системы обеспечения жильем военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, не лишены права на обеспечение жильем в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного оспариваемые нормы не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, который, как указали суды, реализовал свое право на получение жилого помещения в период прохождения военной службы, распорядился этим помещением и не может сдать его в установленном порядке.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Карлова Бориса Юрьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН