КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 января 2024 г. N 191-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
БРАТОВА ЮНУСА ШУГАИБОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ПОДПУНКТОМ 1 ПУНКТА 3 СТАТЬИ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПУНКТОМ 2 ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 29
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН,
ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ
НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Ю.Ш. Братова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Ю.Ш. Братов оспаривает конституционность следующих законоположений:
подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно которому гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, предоставляется право на одновременное получение двух пенсий - по инвалидности, предусмотренной данным Федеральным законом, и страховой пенсии по старости;
пункта 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающего назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Как следует из представленных материалов, в 1972 году Ю.Ш. Братов был снят с воинского учета и в 1987 году был командирован для участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в составе группы работников на основании приказа Министерства энергетики и электрификации СССР треста Севкавгидроэнергострой от 12 мая 1987 года N 29 и приказа Министерства атомной энергетики СССР от 25 мая 1987 года N 29-в. В 1996 году после признания заявителя инвалидом, с указанием причины инвалидности "увечья, полученные при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС", ему были назначены две пенсии: по инвалидности и по старости. В 2007 году органы Пенсионного фонда Российской Федерации прекратили ему выплату пенсии по инвалидности в связи с отсутствием сведений о наличии у Ю.Ш. Братова статуса военнослужащего или военнообязанного. Правильность такого отказа была подтверждена судами общей юрисдикции со ссылкой на то, что отсутствует документальное подтверждение призыва Ю.Ш. Братова на специальные и проверочные сборы в 1987 году, а также исполнения им обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в период выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы, примененные в его деле судами общей юрисдикции, не соответствуют статьям 1, 2, 7, 10, 15, 17 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 39, 42, 45, 53 - 55 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, предоставляют органам Пенсионного фонда Российской Федерации (с 1 января 2023 года - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) при разрешении вопроса о назначении двух пенсий право требовать документы, подтверждающие призыв граждан на специальные (поверочные) сборы и направление их для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также оспаривать запись о причине инвалидности в справке, выданной врачебно-трудовой экспертной комиссией.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление льгот в сфере пенсионного обеспечения, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения в ряде законодательных актов, в том числе определяющих особенности правового статуса отдельных категорий граждан. Так, пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
В изъятие из общего правила, в соответствии с которым лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору (статья 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", часть 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предоставляет военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин и ставшим инвалидами вследствие военной травмы, право на одновременное получение пенсии по инвалидности, которая устанавливается им в соответствии с данным Федеральным законом, и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Закрепление такого права, как выходящего за рамки общеустановленного правового регулирования, является льготой, предоставление которой непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Поэтому установление круга лиц, имеющих на нее право, ее характера и условий предоставления является прерогативой законодателя.
Таким образом, оспариваемые заявителем взаимосвязанные положения направлены на обеспечение повышенной социальной защиты граждан, которые в период прохождения военной службы или военных сборов принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и были признаны инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Разрешение же поставленного Ю.Ш. Братовым вопроса связано с установлением фактических обстоятельств дела, проверкой обоснованности сделанных на основе исследования и оценки данных обстоятельств выводов правоприменительных органов, в том числе судов, что не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, определенным в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Братова Юнуса Шугаибовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН