КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 января 2024 г. N 23-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ТЕРНОВОГО НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 5 СТАТЬИ 4 ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ
"О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Н.Н. Тернового к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Н.Н. Терновой оспаривает конституционность части 5 статьи 4 Закона города Москвы от 9 июля 2008 года N 33 "О транспортном налоге", в соответствии с которой налоговые льготы, связанные с освобождением отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты транспортного налога, в том числе инвалидов I и II групп, не распространяются на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) (данная норма введена Законом города Москвы от 14 ноября 2012 года N 55).
Как следует из представленных материалов, вступившими в законную силу актами судов общей юрисдикции удовлетворено административное исковое заявление налогового органа о взыскании с заявителя недоимки по транспортному налогу. При этом суды установили, что заявитель не подлежит освобождению от уплаты транспортного налога, так как мощность двигателя принадлежащего ему транспортного средства превышает установленное законом ограничение.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение противоречит статье 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку лишает с момента его вступления в силу права на освобождение от уплаты транспортного налога лиц, которые приобрели транспортные средства до введения его в действие и не могли предвидеть соответствующее изменение законодательства.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В ранее принятых и сохраняющих свою силу решениях, в том числе применительно к вопросу отмены льгот по транспортному налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что льгота является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, а их установление или отмена относятся к дискреционным полномочиям законодателя (Постановление от 2 декабря 2013 года N 26-П; определения от 25 ноября 2010 года N 1550-О-О, от 31 мая 2022 года N 1145-О и др.).
Следовательно, оспариваемое заявителем законоположение, принятое с учетом правил действия актов законодательства о налогах и сборах во времени (статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации), не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тернового Николая Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН