КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 ноября 2021 г. N 2561-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
ВЛАСОВОЙ ОЛЬГИ ВАСИЛЬЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ПОДПУНКТОМ "И" ПУНКТА 21 ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПОРЯДКУ
НАЗНАЧЕНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ ДЕНЕЖНОЙ ВЫПЛАТЫ
НА РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО И АБЗАЦЕМ
ДЕСЯТЫМ ПУНКТА 36 ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ НАЗНАЧЕНИЯ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ
ДЕНЕЖНОЙ ВЫПЛАТЫ НА РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ ТРЕХ ДО СЕМИ
ЛЕТ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки О.В. Власовой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка О.В. Власова, которой было отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно в связи с превышением размера среднедушевого дохода ее семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в Республике Коми, оспаривает конституционность подпункта "и" пункта 21 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (в первоначальной редакции), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384, согласно которому при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются полученные в денежной форме дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами.
Заявительница также оспаривает конституционность абзаца десятого (в жалобе ошибочно поименованного абзацем девятым) пункта 36 Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (в первоначальной редакции), утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 10 апреля 2020 года N 161, содержащего аналогичную норму.
По мнению заявительницы, оспариваемые нормы, примененные судом в ее деле, противоречат статьям 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, позволяют при расчете среднедушевого дохода членов семьи учитывать общий доход, полученный по операциям с ценными бумагами, и тем самым лишают граждан, участвующих в соответствующих операциях, права на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно установлена с 1 января 2020 года Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей. Данная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации были утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, в пункте 21 которых определены виды доходов семьи, полученные в денежной форме и учитывающиеся при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения данной выплаты, в частности дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами (подпункт "и").
Аналогичные условия закреплены абзацем десятым пункта 36 Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 10 апреля 2020 года N 161.
Сами по себе оспариваемые нормы не устанавливают механизм определения размера дохода, полученного по операциям с ценными бумагами, являются элементом правового регулирования реализации права на ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, направлены на адресную социальную защиту семей с определенным уровнем среднедушевого дохода и не могут рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Власовой Ольги Васильевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН