КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 октября 2023 г. N 2995-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ПСКОВСКОГО
РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОССИЙСКАЯ
ОБЪЕДИНЕННАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "ЯБЛОКО" НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТА 14.2 СТАТЬИ 35
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", А ТАКЖЕ ПУНКТА 4 СТАТЬИ 31 И ПУНКТОВ
2, 11, 12, 15 И 16 СТАТЬИ 32 ИЗБИРАТЕЛЬНОГО КОДЕКСА
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы Псковского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Псковское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" (далее также - Псковское РО РОДП "ЯБЛОКО") оспаривает конституционность следующих законоположений:
пункта 14.2 статьи 35 "Выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями" Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
пункта 4 статьи 31 "Выдвижение кандидатов, единых списков кандидатов избирательными объединениями" и пунктов 2, 11, 12, 15 и 16 статьи 32 "Представление документов о выдвижении кандидатов, единых списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, в избирательные комиссии" Избирательного кодекса Псковской области (Закон Псковской области от 1 августа 2003 года N 295-оз).
Из представленных материалов следует, что решением представительного органа местного самоуправления от 21 июня 2022 года N 191 (опубликовано 24 июня 2022 года) назначены выборы депутатов данного представительного органа. Решением суда общей юрисдикции, с которым согласились вышестоящие суды, было отказано в удовлетворении требований заявителя и ряда граждан о признании незаконным бездействия избирательной комиссии, выразившегося, как полагали административные истцы, в том, что 23 июля 2022 года она уклонилась от проведения заседания по вопросу о заверении списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, принятого от уполномоченного представителя избирательного объединения в тот же день (с 17 часов 15 минут до 17 часов 30 минут), а также не приняла документы, представленные после этого лично кандидатами, включенными в данный список. При этом суды установили, что решение о заверении списка кандидатов, выдвинутых Псковским РО РОДП "ЯБЛОКО" по одномандатным избирательным округам, было принято избирательной комиссией 25 июля 2022 года (т.е. в пределах отведенного срока), а разрешение избирательной комиссией вопроса о заверении этого списка и принятие представленных кандидатами документов 23 июля 2022 года по объективным причинам было невозможно с учетом трехдневного срока, в течение которого принимается мотивированное решение о заверении такого списка, и времени, оставшегося до истечения в 18 часов этого же дня срока выдвижения кандидатов.
По мнению заявителя, положения пункта 14.2 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также пункта 4 статьи 31 и пунктов 2, 11, 12, 15 и 16 статьи 32 Избирательного кодекса Псковской области не соответствуют статьям 1 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку исключают подачу за пределами установленного срока выдвижения кандидатов документов кандидатами, включенными в заверенный избирательной комиссией после истечения этого срока список кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам; не позволяют кандидатам подавать документы, необходимые для их выдвижения, до принятия избирательной комиссией решения о заверении списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, часть 2), непосредственно не определяет порядок его реализации. Как следует из ее статей 71 (пункт "в"), 72 (пункт "н" части 1) и 76 (части 1 и 2), регулирование избирательного права и установление порядка проведения выборов входят в компетенцию законодателя.
Правовой основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1). При этом субъекты Российской Федерации имеют собственное избирательное законодательство, на основе которого проводятся выборы в их органы государственной власти и органы местного самоуправления и обеспечиваются избирательные права граждан применительно к данным видам выборов; соответствующие законы субъекта Российской Федерации выступают при этом в качестве конкретизирующего нормативного регулятора избирательных прав граждан, реализуемых ими при организации и проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N 34-П).
Определяя порядок выдвижения кандидатов, списков кандидатов избирательным объединением, указанный Федеральный закон устанавливает, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат, и заверение в таком случае списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией (пункт 1.1 статьи 35).
В соответствии с пунктом 14.2 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пунктом 12 статьи 32 Избирательного кодекса Псковской области организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, предусмотренных указанными Федеральным законом (пункт 14.1 статьи 35) и Кодексом (пункт 11 статьи 32), обязана принять решение о заверении списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Заверение списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, является непременным условием для дальнейшей реализации пассивного избирательного права всеми включенными в него гражданами (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2023 года N 31-П), поскольку в силу пункта 14.3 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и корреспондирующего ему пункта 15 статьи 32 Избирательного кодекса Псковской области кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет в избирательную комиссию необходимые документы, после чего он считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата.
Применительно к выборам депутатов представительного органа муниципального образования Избирательный кодекс Псковской области (пункт 4 статьи 31 и пункт 2 статьи 32) с учетом пункта 9 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установил, что выдвижение избирательными объединениями списков кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам на выборах депутатов представительного органа муниципального образования осуществляется в течение 30 дней со дня опубликования (публикации) решения о назначении выборов, а список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным избирательным округам, представляется уполномоченным представителем избирательного объединения в соответствующую избирательную комиссию (согласно пункту 16 статьи 32 этого же Кодекса - в избирательную комиссию, организующую подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления) до 18 часов по местному времени последнего дня данного срока.
Из приведенного регулирования следует, что определенные законом для выдвижения кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком действия (предоставление в избирательную комиссию документов, необходимых для заверения соответствующего списка и выдвижения кандидатов, избирательным объединением и включенными в этот список кандидатами) подлежат совершению в пределах установленных сроков, отступление от которых, равно как и произвольное сокращение срока проверки избирательной комиссией документов, представленных для заверения списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, расходилось бы с конституционным принципом равенства при определении условий выдвижения кандидатов.
Следовательно, оспариваемые положения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Избирательного кодекса Псковской области, рассматриваемые в системе действующего регулирования и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Псковского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН