ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 февраля 2019 г. N 9-АПГ18-23
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Гостюхина А.В. о признании не действующими в части отдельных положений Генерального плана сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области и Правил землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области по апелляционным жалобам Правительства Нижегородской области и департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 11 октября 2018 г., которым административное заявление частично удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Гостюхин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений Генерального плана сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области и Правил землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области (в действующих редакциях) в части указания наличия 1 000-метровой санитарно-защитной зоны скотомогильника N С-07-04/027 в границах принадлежащего ему земельного участка с кадастровым < ... > .
Решением Нижегородского областного суда от 11 октября 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено в части признания недействующими нормативных правовых актов касающихся отображения на карте градостроительного зонирования территории границы зоны с особыми условиями использования территорий - санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника N С-07-04/027, охватывающий земельный участок истца с даты вступления решения суда в законную силу.
Удовлетворяя заявленные требования суд исходил из того, что органы местного самоуправления не вправе самостоятельно устанавливать размеры санитарно-защитных зон в пределах границ земельного участка, принадлежащего административному истцу.
Не согласившись с решением суда, Правительство Нижегородской области, департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм права, в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, административным истцом и прокуратурой Нижегородской области представлены возражения.
В судебное заседание административный истец, представители Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, Правительства Нижегородской области, Сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.
В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) генеральный план и правила землепользования и застройки городского округа утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.
Законом Нижегородской области от 23 декабря 2014 г. N 197-З "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области" (далее - Закон N 197-З) к полномочиям Правительства Нижегородской области отнесены полномочия по утверждению генеральных планов сельских поселений, утверждению изменений в генеральные планы сельских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.
В порядке предоставленных полномочий решением сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 19 декабря 2013 г. N 56 утвержден Генеральный план сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области, в который впоследствии вносились изменения на основании постановления Правительства Нижегородской области от 10 ноября 2015 г. N 724, от 02 августа 2016 г. N 499, от 06 июля 2017 г. N 492.
Решением сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 19 февраля 2014 г. N 3 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области, в который впоследствии вносились изменения на основании решения сельского Совета Доскинского сельсовета от 22 марта 2017 г. N 11 и на основании приказа департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 28 марта 2018 г. N 07-01-06/8.
Решение от 19 декабря 2013 г. N 56 и решение от 19 февраля 2014 г. N 3, от 22 марта 2017 г. N 11 обнародованы в установленном порядке, а постановления Правительства Нижегородской области о внесении в него изменений опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, на официальном сайте Правительства Нижегородской области и администрации Богородского муниципального района Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", нормативный акт департамента градостроительной деятельности развития агломераций Нижегородской области о внесении в них их изменений опубликован в сетевом издании "Нижегородская правда" (htt://www/pravda-nn.ru) и на официальном сайте департамента в сети "Интернет".
Как следует из материалов дела Гостюхин А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером < ... > , относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строения, расположенного на территории Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области.
В целях получения разрешения на строительство на указанном земельном участке объекта капитального строительства Гостюхин А.В. обратился в уполномоченный орган. В связи с нахождением земельного участка в санитарно-защитной зоне скотомогильника N С-07-04/027, МКУ "Управление капитального строительства Богородского муниципального района Нижегородской области" 06 августа 2018 г. отказало в выдаче разрешения на строительство жилого дома.
Согласно картам Генерального плана и Правил землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского района Нижегородской области отображены зоны с особыми условиями использования территории - санитарно-защитная зона скотомогильника N С-07-04/027, в границы которой входит земельный участок с кадастровым номером < ... > .
Обращаясь в суд, административный истец полагал, что оспариваемыми нормативными актами в пределах границ принадлежащего ему земельного участка незаконно установлена санитарно-защитная зона скотомогильника, что делает невозможным использование участка по целевому назначению.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа, в соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
Документами градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки в силу статьи 1 Градостроительного кодекса.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 16 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", статьям 42, 52 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны создаются в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения и охраны окружающей среды городских и сельских поселений, а также в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В силу статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке, в том числе нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров и установлении их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 (далее - Санитарные правила), которыми определены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 Санитарных правил).
В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Санитарных правил предусмотрено, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
В соответствии с пунктом 7.1.12 раздела VII Санитарных правил скотомогильники с захоронением в ямах отнесены к I классу санитарной классификации, при этом для объектов, входящих в данный класс, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны составляет 1000 м.
Вместе с тем, отображенная с оспариваемых нормативных правовых актах санитарно-защитная зона сибиреязвенного скотомогильника N С-07-04/027, постановлениями и решениями должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в границах расположения земельного участка административного истца не устанавливалась, что подтверждается материалами дела. Проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров в материалы дела не представлен.
Таким образом, уполномоченные органы вышли за пределы своей компетенции, установив в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки сельского поселения Доскинского сельсовета Богородского района в отношении земельного участка Гостюхина А.В. санитарно-защитную зону скотомогильника N С-07-04/027.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Нижегородского областного суда от 11 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Нижегородской области, департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области - без удовлетворения.