ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 января 2019 г. N 92-АПГ18-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Тыва о признании не действующим постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 29 декабря 2017 г. N 68 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Тыва на 2018 год" по апелляционному представлению прокурора Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 31 августа 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения прокуроров Республики Тыва Сарыглар А.А. и Оржак С.А., представителя Службы по тарифам Республики Тыва Сат А.Ш., Бочаровой Е.Н., представителя АО "Тываэнерго" Антонова А.Л., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
прокурор Республики Тыва обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 29 декабря 2017 г. N 68 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Тыва на 2018 год".
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 31 августа 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, прокурор обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционным представлением, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении требования.
Представитель АО "Тываэнергосбыт" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения ввиду следующего.
Согласно статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.
При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
При этом достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала.
АО "Тываэнерго" осуществляет передачу электроэнергии по распределительным сетям на территории Республики Тыва.
Службой по тарифам в качестве метода регулирования выбран метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки в порядке пункта 12 Основ ценообразования.
По расчету административного ответчика необходимая валовая выручка общества на 2018 год определена в размере 1 374 943 тыс. руб. (регулируемой организацией заявлено 2 412 495 тыс. руб.), в том числе подконтрольные расходы - 581 369 тыс. руб., неподконтрольные расходы - 791 312 тыс. руб.
Согласно пункту 27 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.
Из материалов дела следует, что Службой по тарифам в необходимую валовую выручку на 2018 год включены расходы на амортизацию в размере 71 848 000 руб.
Поскольку расчет расходов на амортизацию выполнен органом регулирования с учетом результатов переоценки основных средств согласно утвержденной инвестиционной программе, оснований не согласиться с данным расчетом административного ответчика у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.
При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.
На основании показателей раздельного учета доходов и расходов регулируемой организации административный ответчик по предложению общества принял в расчет тарифов на 2018 год налог на прибыль, фактически уплаченный в 2016 году, в размере 2 071 тыс. руб. Доказательств экономической необоснованности расходов, учтенных в указанном размере, прокуратура не представила.
Из статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, результаты реализации которых направлены на повышение энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации, должны содержать перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В свою очередь, данный перечень должен включать в себя мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов, в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
С учетом изложенного органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны выявлять бесхозяйные объекты, используемые для передачи электроэнергии, а также учитывать в расчете тарифов расходы на управление бесхозяйными объектами, в том числе на оплату потерь электроэнергии.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 16 февраля 2006 г. N 135 Агентству по управлению имуществом Республики Тыва (впоследствии - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва) поручено провести ревизию бесхозяйных трансформаторных подстанций и линий электропередачи в городских и сельских поселениях и оформить право собственности на них, разработать мероприятия по передаче таких сетей ОАО "Тываэнерго".
Республиканской целевой программой "Государственная поддержка развития предприятий топливно-энергетического комплекса Республики Тыва на 2009 год" предусмотрены мероприятия по оформлению права собственности на бесхозяйные электрические сети, которые были выявлены и включены в реестр государственного имущества Республики Тыва (в настоящее время переданы на праве хозяйственного ведения ГУП РТ "УК ТЭК 4").
Поскольку критериям территориальных сетевых организаций в рассматриваемом регионе соответствует только административный истец, то в соответствии с пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э, расходы, связанные с арендой объектов электросетевого хозяйства, используемого для осуществления регулируемой деятельности, обоснованно включены в необходимую валовую выручку регулируемой организации по инициативе административного ответчика.
Каких-либо нарушений расчета указанных расходов применительно к подпункту 5 пункта 28 Основ ценообразования Судебной коллегией не установлено.
Расчет выпадающих доходов выполнен Службой по тарифам на основании надлежащих исходных документов, в том числе выполненных договоров о технологическом присоединении, подтвержденных соответствующими актами.
При рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций административным истцом не приведено каких-либо мотивированных доводов относительно неправомерности расчета административного ответчика необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2018 год с учетом принципа соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 31 августа 2018 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Республики Тыва - без удовлетворения.