ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 ноября 2021 г. N 71-КГ21-12-К3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 ноября 2021 г. кассационную жалобу Мартынюк Наталии Сергеевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 16 сентября 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 1 февраля 2021 г.
по делу N 2-371/2020 Зеленоградского районного суда Калининградской области по иску Мартынюк Наталии Сергеевны к администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ" Калининградской области о признании незаконным и отмене постановления, об обязании восстановить в сводном списке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., объяснения представителя Мартынюк Н.С. по доверенности Журавлева Е.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Мартынюк Наталия Сергеевна 2 октября 2019 г. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ" Калининградской области (далее - администрация Зеленоградского городского округа) о признании незаконным и отмене постановления, об обязании восстановить в сводном списке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований Мартынюк Н.С. указала, что ее родители - мать Мартынюк Р.И. и отец Мартынюк С.И. на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.) проживали в населенном пункте - с. Карпиловка Сарненского района Ровенской области (Украинская ССР), подвергшемся радиоактивному загрязнению вследствие данной катастрофы.
< ... > г. у Мартынюк Р.И. и Мартынюка С.И. родилась дочь - Мартынюк Н.С., которая с рождения проживала вместе с родителями на территории указанного населенного пункта.
7 мая 1990 г. родители Мартынюк Н.С. вместе с ней добровольно выехали из с. Карпиловка Сарненского района Ровенской области (Украинская ССР) на новое место жительства в Калининградскую область (РСФСР, с 25 декабря 1991 г. Российская Федерация).
10 августа 2006 г. Министерством социальной политики и труда Калининградской области Мартынюк Н.С. выдан дубликат удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение (далее также - дубликат удостоверения от 10 августа 2006 г.).
20 марта 2019 г. Мартынюк Н.С. обратилась в администрацию Зеленоградского городского округа с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и относящейся к категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющих право на обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
24 апреля 2019 г. постановлением главы администрации Зеленоградского городского округа N 721 "Об утверждении предложений жилищной комиссии администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ" Мартынюк Н.С. включена в сводный список граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг".
8 августа 2019 г. постановлением главы администрации Зеленоградского городского округа N 1553 "Об исключении Мартынюк Н.С. из состава участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" (далее также - постановление главы администрации Зеленоградского городского округа N 1553) Мартынюк Н.С. исключена из состава участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" с указанием на отсутствие правовых оснований для обеспечения ее жилой площадью за счет средств федерального бюджета со ссылкой на положения части второй статьи 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Мартынюк Н.С. считала, что постановление главы администрации Зеленоградского городского округа от 8 августа 2019 г. N 1553 является незаконным, она необоснованно исключена из состава участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг". Положения части второй статьи 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на нее не распространяются, поскольку касаются только граждан, которые переселились после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, тогда как она на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.) находилась в состоянии внутриутробного развития, ее мать Мартынюк Р.И. в это время уже проживала в населенном пункте, который подвергся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Мартынюк Н.С. просила признать незаконным и отменить постановление главы администрации Зеленоградского городского округа от 8 августа 2019 г. N 1553 "Об исключении Мартынюк Н.С. из состава участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг", обязать администрацию Зеленоградского городского округа включить ее в сводный список граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в рамках ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 (далее также - ведомственная целевая программа "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг").
Решением Зеленоградского районного суда Калининградской области от 29 мая 2020 г. исковые требования Мартынюк Н.С. удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил постановление главы администрации Зеленоградского городского округа от 8 августа 2019 г. N 1553 "Об исключении Мартынюк Н.С. из состава участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг", обязал администрацию Зеленоградского городского округа восстановить Мартынюк Н.С. в сводном списке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с постановлением главы администрации Зеленоградского городского округа от 24 апреля 2019 г. N 721 "Об утверждении предложений жилищной комиссии администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 16 сентября 2020 г. решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 29 мая 2020 г. отменено, по делу принято новое решение об отказе Мартынюк Н.С. в удовлетворении исковых требований.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 1 февраля 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 16 сентября 2020 г. оставлено без изменения.
В поданной в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобе Мартынюк Н.С. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 16 сентября 2020 г., определения судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 1 февраля 2021 г., как незаконных, и оставления в силе решения Зеленоградского районного суда Калининградской области от 29 мая 2020 г.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. 3 июня 2021 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 4 октября 2021 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не явились истец, представитель ответчика администрации Зеленоградского городского округа, представитель третьего лица Министерства социальной политики Калининградской области, о причинах неявки сведений не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами апелляционной и кассационной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Мартынюк Н.С. родилась < ... > г. Ее мать Мартынюк Р.И. и отец Мартынюк С.И. во время произошедшей 26 апреля 1986 г. катастрофы на Чернобыльской АЭС постоянно проживали в с. Карпиловка Сарненского района Ровенской области Украинской ССР.
07 мая 1990 г. родители Мартынюк Н.С. вместе с нею добровольно выехали из с. Карпиловка Сарненского района Ровенской области Украинской ССР на новое место жительства в Калининградскую область РСФСР (с 25 декабря 1991 г. Российская Федерация).
10 августа 2006 г. Министерством социальной политики и труда Калининградской области Мартынюк Н.С. выдан дубликат удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение. В этом дубликате удостоверения указано, что Мартынюк Н.С. с < ... > г. по 7 мая 1990 г. проживала в с. Карпиловка Сарненского района Ровенской области, подвергшемся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, она имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно справке Переславского территориального отдела администрации Зеленоградского городского округа от 15 марта 2019 г. и свидетельству о государственной регистрации права Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 14 декабря 2015 г. Мартынюк Н.С. с 15 мая 1990 г. зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: < ... > , общей площадью 53,1 кв. м, собственником которого является ее отец Мартынюк С.И. В этом жилом помещении зарегистрированы по месту жительства пять человек, еще два человека зарегистрированы по месту пребывания.
20 марта 2019 г. Мартынюк Н.С. обратилась в администрацию Зеленоградского городского округа с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и относящейся к категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющих право на обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
24 апреля 2019 г. постановлением главы администрации Зеленоградского городского округа N 721 "Об утверждении предложений жилищной комиссии администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ" Мартынюк Н.С. включена в сводный список граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг".
11 июля 2019 г. областным государственным казенным учреждением Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" проведена проверка учетного дела Мартынюк Н.С., по результатам которой Министерством социальной политики Калининградской области со ссылкой на положения части второй статьи 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указано администрации Зеленоградского городского округа, что у Мартынюк Н.С. отсутствуют правовые основания для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета и она подлежит исключению из состава участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг".
8 августа 2019 г. постановлением главы администрации Зеленоградского городского округа N 1553 "Об исключении Мартынюк Н.С. из состава участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" Мартынюк Н.С. исключена из состава участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" с указанием на отсутствие правовых оснований для обеспечения ее жилой площадью за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями части второй статьи 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), являющимся специальным нормативным правовым актом, направленным, как определено в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам Российской Федерации гарантируются установленные названным Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гарантируются также гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания (статья 49 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
В силу части 1 статьи 7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" действие данного Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан, на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом (часть вторая статьи 7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Зона проживания с правом на отселение - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные названным Законом (часть первая статьи 10 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
В статье 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации, на которых распространяется действие данного ЗАКОНА.
Согласно пункту 11 части первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие указанного Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Частью первой статьи 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 этого Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В части второй статьи 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 данного Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
Одной из мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", является обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз (пункт 7 статьи 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Правительством Российской Федерации издано постановление от 21 марта 2006 г. N 153 "Об утверждении правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Приложением N 2 к названным правилам установлена форма сводного списка граждан - участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Мартынюк Н.С. к администрации Зеленоградского городского округа о признании незаконным и отмене постановления главы администрации Зеленоградского городского округа от 8 августа 2019 г. N 1553, об обязании ответчика включить ее в сводный список граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в рамках ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг", суд первой инстанции сделал вывод о том, что постановление администрации Зеленоградского городского округа от 8 августа 2019 г. N 1553 принято с нарушением норм действующего законодательства, Мартынюк Н.С. необоснованно исключена ответчиком из указанного списка.
Суд первой инстанции исходил из того, что Мартынюк Н.С. относится к категории граждан, названных в пункте 11 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", что подтверждается выданным ей 10 августа 2006 г. Министерством социальной политики и труда Калининградской области дубликатом удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение. Эта категория граждан в соответствии с положениями части первой статьи 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 данного Закона, в том числе и на обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Суд первой инстанции счел, что к спорным отношениям не подлежат применению положения части второй статьи 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", устанавливающие меры социальной поддержки для категории граждан, переселившихся после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, которые впоследствии добровольно переселились из данной зоны на новое место жительства.
Суд первой инстанции указал, что Мартынюк Н.С. после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение не переселялась, ее мать Мартынюк Р.И. на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.) проживала в с. Карпиловка Сарненского района Ровенской области (Украинская ССР), то есть в населенном пункте, поименованном в выданном Мартынюк Н.С. Министерством социальной политики и труда Калининградской области дубликате удостоверения от 10 августа 2006 г. как зона проживания с правом на отселение. Мартынюк Н.С. в момент Чернобыльской катастрофы находилась в состоянии внутриутробного развития и после рождения ((...) г.) вместе с родителями Мартынюк Р.И. и Мартынюком С.И. проживала в указанном населенном пункте, 7 мая 1990 г. они добровольно выехали на новое место жительства.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Калининградской области, не согласился с приведенными выводами суда первой инстанции, отменил решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 29 мая 2020 г. и принял по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Мартынюк Н.С.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований Мартынюк Н.С. к администрации Зеленоградского городского округа о признании незаконным и отмене постановления главы администрации Зеленоградского городского округа от 8 августа 2019 г. N 1553, об обязании ответчика включить ее в сводный список граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в рамках ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг", суд апелляционной инстанции применил к спорным отношениям положения части второй статьи 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и сделал вывод о том, что Мартынюк Н.С., родившаяся после 30 июня 1986 г. ( < ... > г.), относится к категории граждан, переселившихся после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, которые впоследствии добровольно переселились из данной зоны на новое местожительство, в связи с чем в соответствии с частью второй статьи 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право на спорную меру социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью Мартынюк Н.С. приобретет только при условии достижения ею пенсионного возраста с учетом его уменьшения на основании статьи 33 указанного Закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения судебное постановление суда апелляционной инстанции, пришла к выводу о том, что судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Калининградской области неправильно применил к спорным отношениям положения части второй статьи 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений по предоставлению мер социальной поддержки категории граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (пункт 11 части 1 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), часть первая статьи 22 данного Закона предоставляет этой категории граждан возможность пользоваться мерами социальной поддержки, предусмотренными статьей 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе и такой мерой социальной поддержки, как обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
В части второй статьи 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" законодателем отдельно регламентирован правовой статус граждан, которые переселились после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону отселения или зону проживания с правом на отселение и впоследствии добровольно выехали из этих зон на новое место жительства. Меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 названного Закона, таким гражданам предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в указанных зонах, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 14 мая 2015 г. N 1007-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Николаевой Аллы Михайловны на нарушение ее конституционных прав положениями части второй статьи 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указал, что федеральный законодатель, связывая предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, которые переселились после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону отселения и впоследствии добровольно выехали из этой зоны на новое место жительства, с наличием такого условия, как получение ими права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемой исходя из времени и продолжительности периода проживания в зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, учитывал, что указанные граждане, во-первых, не находились в зоне отселения в период максимального воздействия радиации и, во-вторых, переселились на данную территорию добровольно, сознавая наличие и степень риска проживания в зоне отселения.
Такая правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации применима и в отношении граждан, переселившихся после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение и впоследствии добровольно выехавших из данной зоны на новое место жительства, поименованных в части 2 статьи 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" наряду с гражданами, которые переселились после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону отселения и впоследствии добровольно выехали из этой зоны на новое место жительства.
Суд апелляционной инстанции, делая вывод о том, что Мартынюк Н.С., родившаяся после 30 июня 1986 г. ( < ... > г.), относится к категории граждан, переселившихся после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, которые впоследствии добровольно переселились из данной зоны на новое место жительства, неправильно истолковал положения части 2 статьи 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не принял во внимание изложенную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации и не учел, что дубликатом удостоверения от 10 августа 2006 г., выданным Мартынюк Н.С. Министерством социальной политики и труда Калининградской области, подтвержден ее статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение, а также подтверждено нахождение Мартынюк Н.С. в этой зоне с момента рождения - < ... > г. до момента выезда - 7 мая 1990 г.
Вопреки мнению суда апелляционной инстанции, Мартынюк Н.С. после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение не переселялась, ее мать Мартынюк Р.И. на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.) постоянно проживала в населенном пункте - с. Карпиловка Сарненского района Ровенской области (Украинская ССР), подвергшемся радиоактивному загрязнению вследствие данной катастрофы, истец в это время находилась в состоянии внутриутробного развития.
Проживание беременной женщины на территории, загрязнение которой радионуклидами превышает установленные значения, в силу наличия биологической связи между организмом матери и плодом обусловливает радиационное воздействие на плод, равное радиационному воздействию на организм матери. Следовательно, статус ребенка, в состоянии внутриутробного развития находившегося на территории, загрязнение которой радионуклидами превышает установленные значения, не может отличаться от статуса матери, в том числе в случае ее выезда с данной территории в целях минимизации последствий радиационного риска (абзац первый пункта 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 40-П "По делу о проверке конституционности пункта 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданки Т.С. Овечкиной").
Поскольку мать Мартынюк Н.С. - Мартынюк Р.И. на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.) постоянно проживала в населенном пункте - с. Карпиловка Сарненского района Ровенской области (Украинская ССР), подвергшемся радиоактивному загрязнению в связи с данной катастрофой, а Мартынюк Н.С. в это время находилась в состоянии внутриутробного развития, то в силу наличия биологической связи между организмом матери и плодом радиационное воздействие на Мартынюк Н.С. было равным радиационному воздействию на организм ее матери. В связи с этим Мартынюк Н.С. относится к категории граждан, указанных в части первой статьи 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы), а не к категории граждан, поименованных в части второй статьи 22 этого Закона (граждане, которые переселились после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону отселения или зону проживания с правом на отселение и впоследствии добровольно выехали из этих зон на новое место жительства), как ошибочно счел суд апелляционной инстанции.
Исходя из приведенного является неправомерным, как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права, вывод суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Мартынюк Н.С. к администрации Зеленоградского городского округа о признании незаконным и отмене постановления главы администрации Зеленоградского городского округа от 8 августа 2019 г. N 1553, об обязании ответчика включить ее в сводный список граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в рамках ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг". У суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции об удовлетворении иска Мартынюк Н.С.
Суд кассационной инстанции, проверяя по кассационной жалобе Мартынюк Н.С. законность апелляционного определения суда апелляционной инстанции, допущенные им нарушения норм материального и процессуального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379.6 и частей 1 - 3 статьи 379.7 ГПК РФ.
Ввиду изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 16 сентября 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 1 февраля 2021 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390.14 ГПК РФ является основанием для отмены указанных судебных постановлений и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390.14, 390.15 и 390.16 ГПК РФ,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 16 сентября 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 1 февраля 2021 г. по делу N 2-371/2020 Зеленоградского районного суда Калининградской области по иску Мартынюк Наталии Сергеевны к администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ" Калининградской области о признании незаконным и отмене постановления, об обязании восстановить в сводном списке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отменить.
Оставить в силе решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 29 мая 2020 г. по указанному делу.