ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 мая 2019 г. N 4-КГ19-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 мая 2019 г. гражданское дело по иску Рулевой Натальи Александровны и Рулева Сергея Сергеевича, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Тихонова А.В., Рулевой М.С., Рулевой А.С., к Министерству социального развития Московской области в лице Балашихинского управления социальной защиты населения об установлении факта постоянного проживания, о признании решения незаконным, об обязании выдать удостоверение многодетной семьи
по кассационной жалобе Рулевой Натальи Александровны и Рулева Сергея Сергеевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 апреля 2018 г., которым отменено решение Балашихинского городского суда Московской области от 16 ноября 2017 г. об удовлетворении исковых требований. По делу принято новое решение об отказе в иске.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения Рулева С.С., представляющего также по доверенности интересы Рулевой Н.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителей Министерства социального развития Московской области по доверенностям Грачевой М.А., Крамаренко Е.В., представителя Управления социальной защиты населения по городскому округу Балашиха Министерства социального развития Московской области по доверенности Гавриловой В.А.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Рулева Наталья Александровна в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Тихонова А.В., Рулевой М.С., Рулевой А.С. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области в лице Балашихинского управления социальной защиты населения об установлении факта постоянного проживания, о признании решения незаконным, об обязании выдать удостоверение многодетной семьи.
В обоснование исковых требований Рулева Н.А. ссылалась на то, что является матерью троих несовершеннолетних детей: Тихонова А.В., < ... > года рождения, Рулевой М.С., < ... > года рождения, Рулевой А.С., < ... > года рождения.
На основании договора купли-продажи квартиры от 7 декабря 2016 г. Рулевой Н.А. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: < ... > , что подтверждается актом приема-передачи о передаче в собственность жилого помещения и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Рулева Н.А. указала, что 24 июня 2017 г. она через муниципальное бюджетное учреждение городского округа Балашиха "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению городского округа Балашиха" обратилась в Балашихинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи.
Письмом Министерства социального развития Московской области в лице Балашихинского управления социальной защиты населения от 29 июня 2017 г. Рулевой Н.А. было отказано в присвоении ее семье статуса многодетной семьи с выдачей соответствующего удостоверения со ссылкой на то, что не подтвержден факт совместного проживания истца, ее мужа и детей на территории Московской области ввиду отсутствия их постоянной регистрации по месту жительства в Московской области.
По мнению Рулевой Н.А., отказ ответчика в присвоении ее семье статуса многодетной семьи с выдачей соответствующего удостоверения является незаконным, поскольку с момента подписания акта приема-передачи в собственность квартиры 7 декабря 2016 г. она вместе с детьми и мужем Рулевым Сергеем Сергеевичем постоянно проживает в жилом помещении по адресу: < ... > , < ... > , < ... > . На основании свидетельств о регистрации по месту пребывания, выданных отделом по вопросам миграции межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Балашихинское" Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области, Рулева Н.А. и ее дети зарегистрированы в названном жилом помещении по месту пребывания. Сын Рулевой Н.А. - Тихонов А.В. с 1 сентября 2016 г. обучается в средней общеобразовательной школе N < ... > г. Балашихи, также ее дети наблюдаются в педиатрическом отделении поликлиники N < ... > г. Балашихи. Рулева Н.А. ежемесячно оплачивает коммунальные услуги в ООО "Управляющая компания "Виктория-5 Балашиха", на протяжении периода беременности она наблюдалась в Московском областном перинатальном центре, расположенном в г. Балашихе Московской области, где ей был выдан родовой сертификат. Эти обстоятельства свидетельствуют о факте постоянного совместного проживания семьи Рулевой Н.А. по указанному адресу на территории Московской области.
По приведенным основаниям с учетом уточненных исковых требований Рулева Н.А. просила суд: установить факт постоянного проживания (места жительства) по адресу: < ... > , с 7 декабря 2016 г. Рулевой Натальи Александровны, < ... > года рождения, Рулева Сергея Сергеевича, < ... > года рождения, Тихонова А.В., года < ... > рождения, Рулевой М.С., < ... > года рождения, с 4 июня 2017 г. - Рулевой А.С., < ... > года рождения; признать незаконным решение Министерства социального развития Московской области в лице Балашихинского управления социальной защиты населения об отказе в удовлетворении заявления о постановке на учет и выдаче документа, подтверждающего статус многодетной семьи; возложить на ответчика обязанность устранить нарушения прав Рулевой Н.А., присвоив ее семье статус многодетной семьи, и выдать соответствующее удостоверение.
Судом к участию в деле в качестве истца привлечен муж Рулевой Н.А. - Рулев Сергей Сергеевич.
Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области в лице Балашихинского управления социальной защиты населения в суде исковые требования не признал.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 16 ноября 2017 г. исковые требования удовлетворены. Суд установил факт постоянного проживания: Рулевой Натальи Александровны, Рулева Сергея Сергеевича, Тихонова А.В., < ... > года рождения, Рулевой М.С., < ... > года рождения, по адресу: < ... > , с 7 декабря 2016 г. Установлен факт постоянного проживания Рулевой А.С., < ... > года рождения, по адресу: < ... > , с 4 июня 2017 г. Суд признал незаконным решение Министерства социального развития Московской области в лице Балашихинского управления социальной защиты населения об отказе Рулевой Н.А. в удовлетворении заявления о постановке на учет и выдаче документа, подтверждающего статус многодетной семьи, обязал Министерство социального развития Московской области в лице Балашихинского управления социальной защиты населения установить семье Рулевой Н.А. статус многодетной семьи и выдать удостоверение многодетной матери.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 апреля 2018 г. решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Рулевой Н.А. и Рулева С.С. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 апреля 2018 г. и оставления в силе решения Балашихинского городского суда Московской области от 16 ноября 2017 г.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. от 17 января 2019 г. Рулевой Н.А. и Рулеву С.С. восстановлен срок для подачи кассационной жалобы в Верховный Суд Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 апреля 2018 г.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы Рулевой Н.А. и Рулева С.С. 8 февраля 2019 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 1 апреля 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы и письменные возражения на нее представителя Министерства социального развития Московской области, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции при принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований Рулевой Н.А. и Рулева С.С. были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.
Судом установлено, что Рулева Н.А. и Рулев С.С. с 11 июля 2015 г. состоят в зарегистрированном браке, имеют двоих детей - Рулеву М., < ... > года рождения, и Рулеву А., < ... > года рождения. У Рулевой Н.А. имеется сын Тихонов А., < ... > года рождения.
Из материалов дела следует, что по месту жительства Рулева Н.А. зарегистрирована по адресу: г. < ... > ; Тихонов А. зарегистрирован по месту жительства: г. < ... > , < ... > ; местом регистрации по месту жительства Рулева С.С., Рулевой М. и Рулевой А. является < ... > .
На основании договора купли-продажи квартиры от 7 декабря 2016 г. и акта приема-передачи от 7 декабря 2016 г. Рулевой Н.А. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: < ... > область, < ... > .
Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания, выданным отделом по вопросам миграции межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Балашихинское" Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области, Рулева Н.А. и ее сын Тихонов А. зарегистрированы по месту пребывания по адресу: < ... > область, < ... > , < ... > , с 7 марта 2017 г. по 7 марта 2022 г.; Рулева А. зарегистрирована по месту пребывания по названному адресу с 20 июня 2017 г. по 7 марта 2022 г.; Рулева М. - с 22 июня 2017 г. по 7 марта 2022 г.
24 июня 2017 г. Рулева Н.А. через муниципальное бюджетное учреждение городского округа Балашиха "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению городского округа Балашиха" обратилась в Балашихинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи.
Согласно ответу Министерства социального развития Московской области в лице Балашихинского управления социальной защиты населения от 29 июня 2017 г. Рулевой Н.А. сообщено об отказе в присвоении ее семье статуса многодетной семьи с выдачей соответствующего удостоверения по причине не подтверждения факта совместного проживания Рулевой Н.А., ее мужа и детей на территории Московской области ввиду отсутствия их постоянной регистрации по месту жительства в Московской области.
Не согласившись с отказом ответчика в присвоении их семье статуса многодетной семьи и выдаче удостоверения многодетной семьи по названному основанию, Рулева Н.А. и Рулев С.С. просили суд установить факт их совместного с несовершеннолетними детьми постоянного проживания по адресу: < ... > область, < ... > и обязать ответчика присвоить их семье статус многодетной с выдачей удостоверения многодетной семьи.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации со ссылкой на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и законодательство Московской области о мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области и пришел к выводу о том, что факт постоянного проживания семьи Рулевой Н.А. на территории Московской области подтверждается материалами дела. При этом суд первой инстанции исходил из того, что жилое помещение, в котором проживают истцы с детьми, принадлежит Рулевой Н.А. на праве собственности на основании договора купли-продажи, Тихонов А. посещает образовательное учреждение в г. Балашихе Московской области, также Тихонов А., Рулева М. и Рулева А. наблюдаются в медицинском учреждении г. Балашихи, в другом регионе семья истцов не является получателем льгот, предусмотренных многодетным семьям, в связи с чем право на получение удостоверения многодетной семьи должно быть реализовано Министерством социальной защиты населения Московской области на территории субъекта Российской Федерации по месту фактического проживания многодетной семьи.
Суд первой инстанции отметил, что регистрация по месту жительства или ее отсутствие не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Ввиду того, что вопрос социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность по предоставлению гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и, соответственно, подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
С такими выводами суда первой инстанции не согласилась судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции со ссылкой на положения закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, и постановление Правительства Московской области от 11 марта 2016 г. N 178/7 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи", действовавшее на момент возникновения спорных отношений, указал, что для получения удостоверения многодетной семьи важным условием является установление такого юридически значимого обстоятельства, как совместное проживание членов семьи истца, включая супруга и несовершеннолетних детей, на территории Московской области. Поскольку Рулева Н.А. и члены ее семьи имеют регистрацию в разных местах жительства, на территории Московской области зарегистрированы только по месту пребывания, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истцы и их несовершеннолетние дети не являются жителями Московской области.
Суд апелляционной инстанции полагал, что копии свидетельств о регистрации по месту пребывания на территории Московской области Рулевой Н.А. и ее несовершеннолетних детей не являются доказательством, подтверждающим фактическое совместное проживание истца и членов ее семьи, включая супруга и детей, на территории Московской области по адресу места пребывания. Сам по себе факт наличия в семье троих детей, по мнению суда апелляционной инстанции, не предоставляет право на получение льгот по категории "многодетная семья" на территории Московской области.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает эти выводы суда апелляционной инстанции неправомерными ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья 265 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, или невозможность их восстановления.
При обращении в суд Рулева Н.А. в качестве правовых последствий установления факта ее постоянного проживания (места жительства) вместе с супругом и несовершеннолетними детьми по адресу: < ... > область, < ... > , указывала на возможность присвоения ее семье статуса многодетной семьи с целью получения удостоверения многодетной семьи, дающего право на меры социальной поддержки, предусмотренные законом Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области".
Статьей 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Московской области, регулируются законом Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (далее также - закон Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ).
Статьей 2 закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, определено, что многодетной семьей являются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). К многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
Согласно статье 2 закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ в редакции закона Московской области от 3 октября 2017 г. N 160/2-17-ОЗ, действующей в настоящее время, многодетной семьей являются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
В соответствии с частью 4 статьи 21 закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные этим законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
Постановлением Правительства Московской области от 11 марта 2016 г. N 178/7, действовавшим на момент возникновения спорных отношений, был утвержден порядок выдачи удостоверения многодетной семьи (далее - Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи от 11 марта 2016 г. N 178/7).
Пунктом 2 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 11 марта 2016 г. N 178/7 было предусмотрено, что удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области (далее - подразделение) или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (далее - заявитель).
Для получения удостоверения заявитель представляет в подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением в том числе документа, подтверждающего место жительства заявителя (супруга, супруги) и детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность (абзац четвертый пункта 3 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 11 марта 2016 г. N 178/7).
Постановлением Правительства Московской области от 12 декабря 2017 г. N 1029/45 признано утратившим силу постановление Правительства Московской области от 11 марта 2016 г. N 178/7 и утвержден новый порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, согласно которому: удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет; удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в Московской области (пункты 2, 3 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 12 декабря 2017 г. N 1029/45).
Для получения удостоверения заявитель представляет в подразделение или в МФЦ заявление о выдаче удостоверения, а также: документы, подтверждающие место жительства заявителя, супруга (супруги) заявителя (в случае зарегистрированного брака), детей, достигших 14-летнего возраста, в Московской области, в случае, если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность; свидетельство о регистрации по месту жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, или иной документ, подтверждающий место жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, в Московской области (выписка из домовой книги, копия финансово лицевого счета нанимателя жилого помещения, единый жилищный документ) (абзацы шестой и седьмой пункта 6 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 12 декабря 2017 г. N 1029/45).
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с порядком присвоения лицам статуса многодетной семьи и выдачи удостоверений многодетной семьи, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Московской области, который устанавливается по данным органов регистрационного учета. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие совместное место жительства многодетной семьи в Московской области. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения федерального и регионального законодательства судом апелляционной инстанции к спорным отношениям применены неправильно.
Как установлено судом, Рулева Н.А. и ее несовершеннолетние дети проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: < ... > область, г. < ... > . Указанное жилое помещение принадлежит Рулевой Н.А. на праве собственности на основании договора купли-продажи квартиры от 7 декабря 2016 г., что подтверждается актом приема-передачи в собственность жилого помещения и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания, выданным отделом по вопросам миграции межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Балашихинское" Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области, Рулева Н.А. и ее сын Тихонов А. зарегистрированы по месту пребывания по адресу: < ... > область, г. < ... > , с 7 марта 2017 г. по 7 марта 2022 г.; Рулева А. зарегистрирована по месту пребывания по названному адресу с 20 июня 2017 г. по 7 марта 2022 г.; Рулева М. - с 22 июня 2017 г. по 7 марта 2022 г.
В материалах дела имеются справки, выданные муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением городского округа Балашиха "Средняя общеобразовательная школа N < ... > с углубленным изучением отдельных предметов", об обучении несовершеннолетнего сына Рулевой Н.А. Тихонова А. в названном учебном заведении (л.д. 52, 53, 54), а также справки, выданные государственным бюджетным учреждением здравоохранения Московской области "Балашихинская центральная районная больница" Городская поликлиника N < ... > , о том, что Тихонов А., Рулева А. и Рулева М. состоят на медицинском обслуживании в данном медицинским учреждении по месту проживания по указанному адресу (л.д. 49 - 51).
Из содержания закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" следует, что он направлен на создание условий для повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей, что предполагает осуществление органами исполнительной власти Московской области комплекса мер, включающих в том числе материальную поддержку многодетных семей.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Ввиду того, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано в силу приведенного выше правового регулирования только с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Московской области, который не зависит от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства в Московской области, а семья Рулевой Н.А. (она, муж Рулев С.С. и тфое их несовершеннолетних детей - Тихонов А., Рулева М., Рулева А.), как установлено судом и следует из материалов дела, постоянно проживают на территории Московской области в жилом помещении, расположенном по адресу: < ... > область, г. < ... > , и принадлежащем на праве собственности Рулевой Н.А., вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для установления факта совместного постоянного проживания истцов с их несовершеннолетними детьми по названному адресу на территории Московской области со ссылкой на необходимость регистрации по месту жительства в названном субъекте Российской Федерации и об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности присвоить семье истцов статус многодетной с выдачей удостоверения многодетной семьи не соответствует подлежащим применению нормам права и юридически значимым установленным при рассмотрении дела судом первой инстанции обстоятельствам и, следовательно, является неправомерным.
Принимая во внимание изложенное, апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции, разрешившего исковые требования Рулевой Н.А. и Рулева С.С. в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 апреля 2018 г. отменить.
Оставить в силе решение Балашихинского городского суда Московской области от 16 ноября 2017 г.