ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 мая 2018 г. N 5-КГ18-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В. и Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 7 мая 2018 г. гражданское дело по иску Ивановой Наталии Владимировны к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве, Центру пенсионного обслуживания Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве об обязании включить в выслугу лет период обучения, о внесении изменения в приказ, перерасчете выслуги лет, взыскании судебных расходов
по кассационной жалобе Ивановой Н.В. на решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 21 ноября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 июня 2017 г., которыми в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., выслушав объяснения Ивановой Н.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, мнение представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве Курсаева А.В. и представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве Рубцовой Н.А.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Иванова Н.В. 20 июня 2016 г. обратилась в суд с иском (с учетом изменения исковых требований в порядке статьи 39 ГПК РФ) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве (далее также - Главное управление МЧС России по г. Москве), Центру пенсионного обслуживания Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве (далее - Центр пенсионного обслуживания Главного управления МВД России по г. Москве) о признании права на включение в выслугу лет для назначения пенсии периода обучения в Московском строительном техникуме Министерства обороны СССР с 1 сентября 1982 г. по 1 марта 1986 г., возложении на Главное управление МЧС России по г. Москве обязанности включить Ивановой Н.В. в выслугу лет для назначения пенсии периода обучения в Московском строительном техникуме Министерства обороны СССР с 1 сентября 1982 г. по 1 марта 1986 г. в исчислении 1 год 9 месяцев, об обязании внести соответствующие изменения в приказ Главного управления МЧС России по г. Москве от 29 марта 2016 г. N 270-НС, обязании Центра пенсионного обслуживания Главного управления МВД России по г. Москве произвести Ивановой Н.В. перерасчет пенсии по выслуге лет исходя из выслуги лет в 26 лет 02 месяца 26 дней, о взыскании с ответчиков судебных расходов в размере 20 000 руб.
В обоснование исковых требований Иванова Н.В. указывала, что являлась сотрудником Главного управления МЧС России по г. Москве, проходила службу в Государственной противопожарной службе с 6 ноября 1991 г. по 31 марта 2016 г.
Приказом Главного управления МЧС России по г. Москве от 29 марта 2016 г. N 270-НС Иванова Н.В. 31 марта 2016 г. уволена из Государственной противопожарной службы по пункту "б" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе. В редакции приказа Главного управления МЧС России по г. Москве от 31 мая 2016 г. N 438-НС Ивановой Н.В. произведен расчет выслуги лет по состоянию на 31 марта 2016 г. в календарном исчислении - 24 года 04 месяца 25 дней и для назначения пенсии - 24 года 05 месяцев 25 дней.
По мнению Ивановой Н.В., Главным управлением МЧС России по г. Москве неправильно рассчитана ее выслуга лет. В нарушение действующего правового регулирования, а именно абзаца второго пункта 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее также - постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941), Главное управление МЧС России по г. Москве при исчислении выслуги лет не учло период обучения Ивановой Н.В. до поступления на службу с 1 сентября 1982 г. по 1 марта 1986 г. в Московском строительном техникуме Министерства обороны СССР (основание диплом от 1 марта 1986 г. N < ... > , регистрационный номер N < ... > , специальность "Санитарно-технические устройства", техник-сантехник).
Обратившись с заявлением к начальнику управления кадров Главного управления МЧС России по г. Москве, Иванова Н.В. просила засчитать указанный выше период обучения в выслугу лет для назначения пенсии из расчета 2 месяца учебы за один месяц службы и дать официальный ответ. На это заявление управление кадров Главного управления МЧС России по г. Москве выдало Ивановой Н.В. копию расчета выслуги лет, письменный ответ по существу вопроса предоставлен не был.
31 мая 2016 г. письмом начальника Центра пенсионного обслуживания Главного управления МВД России по г. Москве в ответ на обращение Ивановой Н.В. указано, что за разъяснением вопроса о зачете в выслугу лет для назначения пенсии периода обучения в Московском строительном техникуме Министерства обороны Ивановой Н.В. следует обратиться в Управление кадров Главного управления МЧС России по г. Москве.
Письмом Главного управления МЧС России по г. Москве от 17 июня 2016 г. Ивановой Н.В. сообщено, что в соответствии с письмом Департамента государственной службы и кадров МВД России периоды обучения в ведомственных учебных заведениях зачету в выслугу лет не подлежат.
Иванова Н.В. полагала, что отказом Главного управления МЧС России по г. Москве в зачислении периода обучения в образовательной организации в выслугу лет для назначения пенсии существенно нарушено ее право на получение пенсионного обеспечения в размере, полагающемся по закону.
Истец со ссылкой на приведенные выше обстоятельства и положения статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", абзаца второго пункта 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 обратилась в суд с названными исковыми требованиями.
Решением Хамовнического районного суда г. Москвы от 21 ноября 2016 г. Ивановой Н.В. отказано в удовлетворении исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 июня 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Ивановой Н.В. ставится вопрос об отмене принятых по настоящему делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы Ивановой Н.В. судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 20 декабря 2017 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 28 марта 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено, что Иванова Н.В. с 6 ноября 1991 г. по 31 марта 2016 г. проходила службу в Государственной противопожарной службе МЧС России в Главном управлении МЧС России по г. Москве.
Приказом Главного управления МЧС России по г. Москве от 29 марта 2016 г. N 270-НС майор внутренней службы Иванова Н.В., начальник отделения профилактики пожаров 102 пожарной части федеральной противопожарной службы 2 отряда федеральной противопожарной службы по г. Москве, уволена с 31 марта 2016 г. из Государственной противопожарной службы по пункту "б" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по достижении предельного возраста пребывания на службе).
В соответствии с этим приказом, дополненным приказом Главного управления МЧС России по г. Москве от 31 мая 2016 г. N 438-НС, выслуга лет Ивановой Н.В. в календарном исчислении по состоянию на 31 марта 2016 г. составила 24 года 04 месяца 25 дней, выслуга лет для назначения пенсии по состоянию на 31 марта 2016 г. составила 24 года 05 месяцев 25 дней.
При расчете выслуги лет Ивановой Н.В. для назначения пенсии Главным управлением МЧС России по г. Москве не включен период ее обучения до поступления на службу с 1 сентября 1982 г. по 1 марта 1986 г. в Московском строительном техникуме Министерства обороны СССР.
8 июня 2016 г. Иванова Н.В. обратилась с заявлением на имя начальника управления кадров ГУ МЧС России по г. Москве с просьбой засчитать в выслугу лет для назначения пенсии время ее обучения в Московском строительном техникуме Министерства обороны СССР с 1 сентября 1982 г. по 1 марта 1986 г. из расчета 2 месяца учебы за один месяц службы и дать официальный ответ в случае положительного ответа или отказа со ссылкой на законодательные акты.
Письмом Главного управления МЧС России по г. Москве от 17 июня 2016 г. Ивановой Н.В. сообщено, что в соответствии с письмом заместителя начальника государственной службы и кадров МВД России от 5 мая 2016 г. N 21-1/4412 периоды обучения в ведомственных учебных заведениях зачету в выслугу лет не подлежат.
Разрешая спор, суд первой инстанции не установил правовых оснований для включения в выслугу лет для назначения пенсии Ивановой Н.В. периода обучения в Московском строительном техникуме Министерства обороны СССР и пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Ивановой Н.В. При этом суд первой инстанции, сославшись на положения абзаца второго пункта 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений - на момент увольнения Ивановой Н.В. со службы 31 марта 2016 г.), исходил из того, что период обучения Ивановой Н.В. до поступления на службу с 1 сентября 1982 г. по 1 марта 1986 г. в Московском строительном техникуме Министерства обороны СССР не подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии, поскольку этот техникум не являлся гражданской образовательной организацией, а относился к ведомственным образовательным учреждениям.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции, дополнительно указав, что поскольку образовательное учреждение - Московский строительный техникум Министерства обороны СССР (впоследствии Московский строительный техникум Министерства обороны Российской Федерации) - в период с 1958 года по 1996 год являлось структурным подразделением Министерства обороны СССР, а затем Министерства обороны Российской Федерации, то, соответственно, оно не может быть отнесено к гражданским образовательным организациям, поименованным в пункте 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), в связи с чем суд первой инстанции правомерно не засчитал в выслугу лет Ивановой Н.В. время обучения в данном образовательном учреждении.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судебных инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Ивановой Н.В. сделаны с нарушением норм материального права, подлежащих применению по данному делу.
В соответствии с абзацем четвертым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (наименование закона и норма приводятся в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений; (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные этим законом, распространяются в том числе и на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в Государственной противопожарной службе, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" этой статьи, и их семей).
Виды службы, время работы и другие периоды времени, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, определены в статье 18 данного закона.
Согласно части 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
Советом Министров - Правительством Российской Федерации было принято постановление от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (наименование постановления приводится в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).
Абзацем вторым пункта 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 было установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).
Перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 этого закона, и членам их семей, производится: а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения (часть 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
С 23 мая 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ), регулирующий правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы.
Пунктом 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в федеральной противопожарной службе включаются: время (не более пяти лет) обучения гражданина до поступления на службу в федеральную противопожарную службу по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.
Согласно статье 96 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ до приведения в соответствие с этим федеральным законом нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, регламентирующих правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе, нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности применяются в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
В соответствии с Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1533 в пункт 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 внесены изменения, в частности пункт 2 дополнен абзацами следующего содержания: "В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной, очно-заочной или заочной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы, - в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, поступивших на службу до 23 мая 2016 г.
В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы, - в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, поступивших на службу с 23 мая 2016 г." (подпункт "б" пункта 4 постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1533).
Как следует из приведенных нормативных положений, в целях пенсионного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в стаж службы (выслугу лет) лиц, поступивших на службу до 23 мая 2016 г., включается время их обучения (не более пяти лет) до поступления на службу в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) по очной, очно-заочной или заочной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования вне зависимости от подведомственности образовательной организации какому-либо государственному органу.
Соответственно, если сотруднику федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, поступившему на службу до 23 мая 2016 г., в выслугу лет для назначения пенсии не было включено время обучения до поступления на службу по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) по очной, очно-заочной или заочной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования по причине того, что учебное заведение не относилось к гражданским образовательным организациям, являлось ведомственным (в данном случае техникум Министерства обороны), то время обучения подлежит включению в выслугу лет, а пенсия за выслугу лет - перерасчету.
Между тем нормы материального права, регулирующие спорные отношения и определяющие условия для включения сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в выслугу лет для назначения пенсии периода обучения до поступления на службу, судом первой инстанции применены неправильно, без учета положений Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ, подлежащих применению к спорным отношениям.
Из материалов дела видно, что Иванова Н.В. в 1986 году окончила Московский строительный техникум Министерства обороны СССР по специальности "Санитарно-технические устройства зданий".
Частью первой статьи 65 Закона РСФСР от 2 августа 1974 г. "О народном образовании", действовавшего в период обучения Ивановой Н.В. в техникуме и утратившего силу с 1 сентября 2013 г. в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", было установлено, что в техникумах, училищах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к средним специальным учебным заведениям, осуществляется среднее специальное образование.
Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (утратил силу с 1 сентября 2013 г. в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") вместо понятия среднего специального образования введено понятие среднего профессионального образования (статьи 9, 23 этого закона).
Пунктом 3 части 1 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" среднее профессиональное образование приравнено к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена.
Судом первой инстанции не учтено, что на момент издания приказа Главного управления МЧС России по г. Москве от 31 мая 2016 г. N 438-НС о внесении дополнения в приказ об увольнении Ивановой Н.В. в части расчета ее выслуги лет для назначения пенсии уже действовали положения пункта 10 части 2 статьи 38, статьи 96 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ, в соответствии с которыми в выслугу лет Ивановой Н.В. для назначения пенсии подлежало включению время ее обучения до поступления на службу в Московском строительном техникуме Министерства обороны СССР (с 1 сентября 1982 г. по 1 марта 1986 г.), исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело по апелляционной жалобе Ивановой Н.В., допущенные нарушения суда первой инстанции не исправил, в то время как на момент разрешения дела в суде апелляционной инстанции действовали нормы не только Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ, но и вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1533 (14 января 2017 г.), внесшее изменения в пункт 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 по вопросу включения сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы времени их обучения до поступления на службу в выслугу лет для назначения пенсии.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Ивановой Н.В. о включении в выслугу лет для назначения пенсии периода ее обучения в Московском строительном техникуме Министерства обороны СССР, суд апелляционной инстанции процитировал абзац шестой пункта 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1533), но истолковал его неправильно, указав, что нормативные положения этого абзаца распространяются на правоотношения, возникшие с 23 мая 2016 г.
С учетом изложенного вывод судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Ивановой Н.В. о включении в выслугу лет для назначения пенсии периода ее обучения в Московском строительном техникуме Министерства обороны СССР с 1 сентября 1982 г. по 1 марта 1986 г. и иных требований со ссылкой на то, что данное учебное заведение являлось ведомственным и не относилось к гражданским образовательным организациям, является неправомерным.
При таких обстоятельствах решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 21 ноября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 июня 2017 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской признает незаконными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть все приведенное выше и разрешить исковые требования Ивановой Н.В. на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, и установленных по делу обстоятельств.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ,
определила:
решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 21 ноября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 июня 2017 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Хамовнический районный суд г. Москвы.