ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 января 2019 г. N 18-КГ18-198
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Фролкиной С.В.,
судей Кириллова В.С., Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 января 2019 г. гражданское дело по иску Шумейко Ларисы Викторовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Лабинском районе Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периода работы в специальный стаж, о досрочном назначении страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Шумейко Ларисы Викторовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26 сентября 2017 г., которым отменено решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 11 июля 2017 г. об удовлетворении исковых требований Шумейко Л.В. и по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., выслушав объяснения Шумейко Л.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Шумейко Лариса Викторовна 20 июня 2017 г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Лабинском районе Краснодарского края (далее - ГУ - УПФР в Лабинском районе Краснодарского края, пенсионный орган) о признании незаконным решения пенсионного органа от 17 апреля 2017 г. N 424480/17 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности засчитать в специальный стаж период ее работы с 29 июня 1994 г. по 27 июня 2002 г. в должности воспитателя группы продленного дня в муниципальном специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида коррекционно-эстетический центр - школа для детей с проблемами в развитии (КЭЦ - школа) и досрочно назначить страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей) с момента обращения за ее назначением.
В обоснование заявленных требований Шумейко Л.В. ссылалась на то, что решением ГУ - УПФР в Лабинском районе Краснодарского края от 17 апреля 2017 г. N 424480/17 ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
В специальный стаж Шумейко Л.В. пенсионный орган не засчитал период ее работы с 29 июня 1994 г. по 27 июня 2002 г. (7 лет 11 месяцев 29 дней) в должности воспитателя группы продленного дня в муниципальном специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида коррекционно-эстетический центр - школа для детей с проблемами в развитии (КЭЦ - школа), поскольку данное учреждение не поименовано в Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (далее также - Список от 6 сентября 1991 г. N 463), в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 (далее также - Список от 22 сентября 1999 г. N 1067), и в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее также - Список от 29 октября 2002 г. N 781). Кроме того, пенсионный орган указал на то, что согласно Типовому положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 288, для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения в том числе в виде специальных (коррекционных) общеобразовательных школ, такой вид учреждения, как коррекционно-эстетический центр - школа для детей с проблемами в развитии этим Типовым положением не предусмотрен.
Шумейко Л.В. считает решение ГУ - УПФР в Лабинском районе Краснодарского края от 17 апреля 2017 г. N 424480/17 об отказе в досрочном назначении ей страховой пенсии по старости незаконным, так как Лабинская вспомогательная школа N 8, в которой она работала с 1 августа 1991 г. в должности воспитателя группы продленного дня, неоднократно переименовывалась. Так, в период с 29 июня 1994 г. по 27 июня 2002 г. она имела наименование муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение VIII вида коррекционно-эстетический центр - школа для детей с проблемами в развитии (КЭЦ - школа), что соответствовало наименованиям учреждений, предусмотренных Списком от 6 сентября 1991 г. N 463 (школы всех типов и наименований), Списком от 22 сентября 1999 г. N 1067 (специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа), Списком от 29 октября 2002 г. N 781 (специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии - школа), осуществление педагогической деятельности в которых являлось основанием для включения спорного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Представитель ГУ - УПФР в Лабинском районе Краснодарского края в заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований Шумейко Л.В.
Решением Лабинского городского суда Краснодарского края от 11 июля 2017 г. исковые требования Шумейко Л.В. удовлетворены. Суд признал незаконным решение ГУ - УПФР в Лабинском районе Краснодарского края от 17 апреля 2017 г. N 424480/17, обязал пенсионный орган засчитать Шумейко Л.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, период работы с 29 июня 1994 г. по 27 июня 2002 г. (7 лет 11 месяцев 29 дней) в качестве воспитателя группы продленного дня в муниципальном специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида коррекционно-эстетический центр - школа для детей с проблемами в развитии (КЭЦ - школа) и досрочно назначить страховую пенсию по старости со дня первоначального обращения за ней.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26 сентября 2017 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Шумейко Л.В.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2018 г. Шумейко Л.В. восстановлен пропущенный процессуальный срок для подачи кассационной жалобы на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26 сентября 2017 г.
В поданной в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобе Шумейко Л.В. ставит вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26 сентября 2017 г., как незаконного, и оставления в силе решения суда первой инстанции.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 3 августа 2018 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 22 ноября 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель ответчика ГУ - УПФР в Лабинском районе Краснодарского края, сведений о причинах неявки не представил. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ГУ - УПФР в Лабинском районе Краснодарского края.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменные возражения ГУ - УПФР в Лабинском районе Краснодарского края на кассационную жалобу, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом апелляционной инстанции, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Шумейко Л.В. с 1 августа 1991 г. работала в должности воспитателя группы продленного дня в Лабинской вспомогательной школе N 8, наименование которой впоследствии неоднократно изменялось.
Так, в период с 29 июня 1994 г. по 27 июня 2002 г. указанная школа имела наименование муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение VIII вида коррекционно-эстетический центр - школа для детей с проблемами в развитии (КЭЦ - школа), в настоящее время - государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа N 8 г. Лабинска (ГБОУ школа N 8 г. Лабинска).
4 апреля 2017 г. Шумейко Л.В. обратилась в ГУ - УПФР в Лабинском районе Краснодарского края с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от его возраста).
Решением ГУ - УПФР в Лабинском районе Краснодарского края от 17 апреля 2017 г. N 424480/17 Шумейко Л.В. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
При этом пенсионный орган не включил в специальный стаж Шумейко Л.В. период ее работы с 29 июня 1994 г. по 27 июня 2002 г. (7 лет 11 месяцев 29 дней) в должности воспитателя группы продленного дня в муниципальном специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида коррекционно-эстетический центр - школа для детей с проблемами в развитии (КЭЦ - школа), так как это учреждение не поименовано в Списке от 6 сентября 1991 г. N 463, Списке от 22 сентября 1999 г. N 1067 и Списке от 29 октября 2002 г. N 781, применяемых для учета соответствующей деятельности в спорный период. Кроме того, пенсионный орган сослался в решении на то, что такое специальное (коррекционное) образовательное учреждение, как коррекционно-эстетический центр - школа для детей с проблемами в развитии, не предусмотрено Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 288.
Вместе с тем пенсионный орган засчитал в специальный стаж Шумейко Л.В. периоды ее работы в должности воспитателя группы продленного дня, имевшие место как до переименования Лабинской вспомогательной школы N 8 в муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение VIII вида коррекционно-эстетический центр - школа для детей с проблемами в развитии (КЭЦ - школа) (с 1 августа 1991 г. по 28 июня 1994 г.), так и после переименования этого учреждения сначала в муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии VIII вида Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г. Лабинска (СШК г. Лабинска) (с 28 июня 2002 г. по 5 июня 2005 г.), затем - в муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии VIII вида школа N 8 муниципального образования Лабинский район Краснодарского края (СКШ N 8 Лабинского района) (с 6 июня 2005 г. по 19 января 2006 г.), потом - в государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии VIII вида школа N 8 г. Лабинска Краснодарского края (СКШ N 8 г. Лабинска Краснодарского края - с 20 января 2006 г. по 14 апреля 2009 г.), далее - в государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа N 8 VIII вида г. Лабинска Краснодарского края (с 15 апреля 2009 г. по 20 июля 2011 г.) и впоследствии - в государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии VIII вида школа N 8 г. Лабинска (ГБС (К) ОУ школа N 8 г. Лабинска) (с 21 июля 2011 г. по 11 января 2016 г.), в настоящее время - государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа N 8 г. Лабинска. Таким образом, стаж педагогической деятельности Шумейко Л.В. в учреждениях для детей, учтенный пенсионным органом, составил 17 лет и 3 дня.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Шумейко Л.В. о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, об обязании включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, спорный период работы и досрочно назначить истцу страховую пенсию по старости с момента обращения за ее назначением, суд первой инстанции исходил из того, что наименование учреждения муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение VIII вида коррекционно-эстетический центр - школа для детей с проблемами в развитии (КЭЦ - школа), в котором Шумейко Л.В. работала воспитателем группы продленного дня с 29 июня 1994 г. по 27 июня 2002 г., соответствовало предусмотренному действовавшим в этот период законодательством наименованию учреждения (специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями и развитии - школа), работа в котором дает право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Поскольку Шумейко Л.В. в спорный период в названном учреждении выполняла работу, связанную с педагогической деятельностью в учреждениях для детей с отклонениями в развитии, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных Шумейко Л.В. исковых требований о зачете спорного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и признании за истцом права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с момента первоначального обращения за ней.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе заместителя начальника ГУ - УПФР в Лабинском районе Краснодарского края на решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 11 июля 2017 г., не согласился с выводами суда первой инстанции. Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований Шумейко Л.В., суд апелляционной инстанции со ссылкой на то, что наименование учреждения (общеобразовательное учреждение коррекционно-эстетический центр - школа для детей с проблемами в развитии), в котором истец работала в спорный период, не предусмотрено Списками от 6 сентября 1991 г. N 463, 22 сентября 1999 г. N 1067, 29 октября 2002 г. N 781 и Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 288, полагал, что спорный период трудовой деятельности истца не может быть засчитан в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведенные выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", здесь и далее нормы Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 19 пункта 1 статьи 27) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 80).
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Согласно пункту 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" (подлежащего применению к периоду работы Шумейко Л.В. с 29 июня 1994 г. по 31 октября 1999 г.) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В разделе "Наименование учреждений" Списка от 6 сентября 1991 г. N 463 в числе учреждений указаны школы и школы-интернаты всех типов и наименований, а в разделе "Наименование должностей" этого же списка - должность воспитателя.
В Списке от 22 сентября 1999 г. N 1067, который подлежит применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г., в разделе "Наименование учреждений" (пункт 5) к специальным (коррекционным) образовательным учреждениям для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии отнесены также специальные (коррекционные) общеобразовательные школы. В разделе "Наименование должностей" этого же списка поименована должность воспитателя (пункт 1).
В пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N 781 предусмотрена должность воспитателя, в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждения" этого же списка в качестве специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии в числе прочих названы школы.
В названии специального (коррекционного) образовательного учреждения может указываться его вид в зависимости от отклонений в развитии обучающихся (воспитанников), обозначаемый следующим образом: "I вида", "II вида", "III вида", "IV вида", "V вида", "VI вида", "VII вида", "VIII вида" (примечание к пункту 1.5 раздела "Наименование учреждения" Списка от 29 октября 2002 г. N 781).
В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность устанавливать по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения.
Аналогичные нормы содержались в абзаце втором пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в абзаце третьем пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Министерством труда и социального развития Российской Федерации во исполнение пункта 2 названного выше Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 принято постановление от 3 октября 2002 г. N 67, которым по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и по представлению Министерства образования Российской Федерации установлено тождество наименований учреждений "специальное (коррекционное) образовательное учреждение I - VIII вида - школа" наименованию учреждения "специальная (коррекционная) общеобразовательная школа", предусмотренному Списком от 22 сентября 1999 г. N 1067.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В частности, такое право имеют воспитатели, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований, в том числе специальных коррекционных образовательных учреждениях для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии - школах.
Суд первой инстанции правильно применил нормативные положения, регулирующие порядок и условия зачета периодов трудовой деятельности в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, и сделал основанный на этих правовых нормах вывод о наличии оснований для включения периода трудовой деятельности Шумейко Л.В. с 29 июня 1994 г. по 27 июня 2002 г. в должности воспитателя группы продленного дня в муниципальном специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида коррекционно-эстетический центр - школа для детей с проблемами в развитии (КЭЦ - школа) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и делая вывод о том, что период трудовой деятельности истца с 29 июня 1994 г. по 27 июня 2002 г. не может быть засчитан в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, не принял во внимание, что Списками от 6 сентября 1991 г. N 463, 22 сентября 1999 г. N 1067 и 29 октября 2002 г. N 781, подлежащими применению к спорным отношениям, в качестве специальных коррекционных образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии были предусмотрены школы.
Суд апелляционной инстанции в обоснование вывода об отказе в иске Шумейко Л.В. привел название учреждения, в котором работала Шумейко Л.В. в спорный период, не полностью (общеобразовательное учреждение коррекционно-эстетический центр - школа для детей с проблемами в развитии), не указав вид учреждения (специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение VIII вида), и оставил без внимания то обстоятельство, что постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 67 установлено тождество наименований учреждений "специальное (коррекционное) образовательное учреждение I - VIII вида - школа" наименованию учреждения "специальная (коррекционная) общеобразовательная школа", предусмотренному Списком (Список от 22 сентября 1999 г. N 1067).
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа предусмотрена и Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 288, в числе образовательных учреждений, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (пункт 1 Типового положения).
Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", действовавшим в спорные периоды педагогической деятельности Шумейко Л.В., было установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (пункт 1 статьи 12 названного Закона, далее также - Закон РФ "Об образовании").
Согласно пункту 4 статьи 12 указанного Закона к образовательным учреждениям относятся в том числе учреждения общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (подпункты 2 и 5 статьи 12 Закона РФ "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ).
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений (пункт 5 статьи 12 Закона РФ "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ).
В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке в числе прочих указываются: наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ (подпункты 1 и 4 пункта 1 Закона РФ "Об образовании").
Из пункта 1.1 Устава муниципального специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида коррекционно-эстетический центр - школа, утвержденного постановлением главы администрации г. Лабинска и Лабинского района от 26 марта 1997 г. N 320 (далее - Устав от 26 марта 1997 г.), следует, что это учреждение (именуемое в Уставе также Школой) учреждено в том числе на основании Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 288, является муниципальным специальным (коррекционным) общеобразовательным учреждением VIII вида, создано на базе Лабинской вспомогательной школы N 8 и является ее правопреемником.
Согласно пункту 1.4 Устава от 26 марта 1997 г. основным предметом деятельности названного выше учреждения является реализация образовательных программ начального общего, основного общего образования, программ эстетического и трудового обучения, программ дополнительного образования. При этом одним из направлений его деятельности является предоставление возможности получения образования обучающимся, имеющим отклонения в развитии в пределах государственных специальных стандартов (л.д. 31).
Таким образом, исходя из содержания учредительного документа, действовавшего в спорный период работы Шумейко Л.В., основным предметом деятельности муниципального специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида коррекционно-эстетический центр - школа является реализация образовательных программ начального общего, основного общего образования.
Ввиду того, что Шумейко Л.В. в период с 29 июня 1994 г. по 27 июня 2002 г. работала воспитателем группы продленного дня в муниципальном специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида коррекционно-эстетический центр - школа для детей с проблемами в развитии, являющемся согласно Уставу этого учреждения школой, и того, что уполномоченным государственным органом (Министерством труда и социального развития Российской Федерации) установлена тождественность наименования учреждения "специальное (коррекционное) образовательное учреждение I - VIII вида - школа" наименованию учреждения "специальная (коррекционная) общеобразовательная школа", предусмотренному соответствующим списком, а также принимая во внимание, что весь период педагогической деятельности Шумейко Л.В. имел место в одном и том же учреждении, цели, задачи и направление деятельности которого не менялись, и в специальный стаж педагогической деятельности Шумейко Л.В. пенсионным органом были зачтены периоды ее работы в этом учреждении до 1994 г. и после 2002 г., вывод суда апелляционной инстанции о том, что спорный период работы истца не может быть засчитан в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, нельзя признать правомерным.
Наличие в наименовании муниципального специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида коррекционно-эстетический центр - школа для детей с проблемами в развитии слов "коррекционно-эстетический центр" при том, что согласно Уставу названного выше учреждения предметом его деятельности являлась реализация образовательных программ начального общего, основного общего образования, не повлекло изменения направления деятельности данного учреждения как общеобразовательной школы для детей с проблемами в развитии.
Именно из такой правовой оценки спорных отношений исходил суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Шумейко Л.В. исковые требования о зачете спорного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с момента первоначального обращения за ней.
Суд апелляционной инстанции, не установив при проверке решения суда первой инстанции по апелляционной жалобе ГУ - УПФР в Лабинском районе Краснодарского края каких-либо новых обстоятельств и не приведя в апелляционном определении мотивов и оснований, по которым он не согласился с выводами суда первой инстанции, признав их незаконными, отменил решение суда первой инстанции, это привело к тому, что право Шумейко Л.В. на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту было существенно ущемлено.
При изложенных обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26 сентября 2017 г. нельзя признать законным. Оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для его отмены и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с подлежащими применению нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26 сентября 2017 г. отменить, оставить в силе решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 11 июля 2017 г.