ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 мая 2018 г. N 1-АПГ18-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Зинченко И.Н., Нефедова О.Н.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Березниковское теплоснабжающее предприятие" о признании недействующим в части постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2016 г. N 66-т/35 "О внесении изменений в постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 25 ноября 2015 г. N 67-т/14", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Березниковское теплоснабжающее предприятие" на решение Архангельского областного суда от 26 декабря 2017 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Березниковское теплоснабжающее предприятие" Грязнова Д.А., Сотникова В.В., представителя Агентства по тарифам и ценам Архангельской области Носырева Н.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Березниковское теплоснабжающее предприятие" (далее - ООО "Березниковское ТСП", общество) обратилось в Архангельский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2016 г. N 66-т/35 "О внесении изменений в постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 25 ноября 2015 г. N 67-т/14" в части установленного приложением N 2 одноставочного тарифа на период с 01 июля 2017 г. по 31 декабря 2017 г. в размере 2 367,76 руб./Гкал и установленного приложением N 3 одноставочного тарифа для населения и потребителей, приравненных к населению, на период с 01 июля 2017 г. по 31 декабря 2017 г. в размере 1 428,42 руб./Гкал.
Решением Архангельского областного суда от 26 декабря 2017 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Березниковское ТСП" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Агентством по тарифам и ценам Архангельской области, обществом с ограниченной ответственностью "Виноградовский жилкомсервис" (далее - ООО "Виноградовский жилкомсервис") и прокуратурой Архангельской области представлены отзыв и возражения.
Администрация МО "Березниковское", ООО "Виноградовский жилкомсервис", прокуратура Архангельской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве и возражениях на нее, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В силу пункта 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Закона, к числу которых относятся тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Органом исполнительной власти Архангельской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2019 г. N 214-пп, является агентство по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство по тарифам, орган регулирования).
Агентством по тарифам издано постановление от 25 ноября 2015 г. N 67-т/14 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Березниковское ТСП" потребителям, расположенным на территории МО "Березниковское" МО "Виноградовский муниципальный район", приложениями N 2 и N 3 к которому установлены тарифы на тепловую энергию на 2016 - 2018 годы (далее - постановление от 25 ноября 2015 г. N 67-Т/14).
В целях корректировки долгосрочных тарифов постановлением органа регулирования от 20 декабря 2016 г. N 66-т/35 внесены изменения в постановление от 25 ноября 2015 г. N 67-т/14 (заменены приложения 2, 3).
Постановление Агентства по тарифам от 20 декабря 2016 г. N 66-т/35 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 декабря 2016 г.
Таким образом, оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий и опубликованным в установленном порядке.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что оспариваемое постановление в противоречие общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения устанавливает экономически необоснованные тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО "Березниковское ТСП". По мнению общества, при корректировке тарифов органом регулирования при определении размера необходимой валовой выручки необоснованно исключены затраты на мероприятия по реконструкции и техническому перевооружению котельной "Школьная", предусмотренные инвестиционной программой, утвержденной постановлением Министерства ТЭК и ЖКХ от 09 декабря 2014 г. N 96-п.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемое постановление соответствует требованиям законодательства в области государственного регулирования тарифов (цен) по теплоснабжению, принято уполномоченным органом с соблюдением процедуры принятия.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводом суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона о теплоснабжении под инвестиционной программой регулируемой организации понимается программа мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4 названного закона инвестиционная программа подлежит согласованию и утверждению в соответствии с Правилами согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014 г. N 410 (далее - Правила согласования и утверждения инвестиционных программ).
Пункт 9 названных правил содержит перечень мероприятий, осуществляемых регулируемыми организациями в рамках реализации инвестиционных программ, к которым, в частности относятся строительство, реконструкция или модернизация объектов системы централизованного теплоснабжения, строительство новых тепловых сетей, строительство иных объектов системы централизованного теплоснабжения, увеличение пропускной способности существующих тепловых сетей и т.д.
Из материалов дела следует, что 29 апреля 2016 г. общество обратилось в орган регулирования с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию на 2017 год методом индексации, предложив установить необходимую валовую выручку в размере 88 634,1 тыс. руб.
Корректировка установленных долгосрочных тарифов на 2017 год произведена органом регулирования, в том числе с учетом результатов реализации обществом утвержденной постановлением Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области от 09 декабря 2014 г. N 96-п инвестиционной программы ООО "Березниковское теплоснабжающее предприятие" на 2015 - 2019 годы, предусматривающей техническое перевооружение и реконструкцию котельной "Школьная" в связи с износом оборудования и необходимостью снижения расходов на топливо.
Как установлено судом первой инстанции, работы по реконструкции и техническому перевооружению котельной "Школьной" выполнены ООО "Двина-строй" на основании заключенного 05 июня 2014 г. договора подряда с ООО "Виноградовский жилкомсервис", которое являлось собственником указанного объекта недвижимости на основании договора купли-продажи арендуемого муниципального имущества от 30 апреля 2014 г.
ООО "Виноградовский жилкомсервис" 26 сентября 2014 г. приняло выполненные ООО "Двина-Строй" работы.
Таким образом, реконструкция и техническое перевооружение котельной "Школьная" завершена до утверждения инвестиционной программы.
По договору купли-продажи от 11 декабря 2014 г., заключенному ООО "Виноградовский жилкомсервис" и ООО "Березниковское ТСП" указанная котельная приобретена последним за 35 192 тыс. руб. с предоставлением товарного кредита с рассрочкой платежа на 5 лет и уплатой процентов в размере 20% годовых от стоимости имущества.
Установив, что общество, вместо предусмотренных инвестиционной программой мероприятий по техническому перевооружению и реконструкции котельной "Школьная", приобрело указанную котельную по договору купли-продажи, орган регулирования сделал обоснованный вывод о неисполнении обществом инвестиционной программы, поскольку приобретение готовых (введенных в эксплуатацию) объектов теплоснабжения не входит в перечень мероприятий, которые могут быть осуществлены регулируемыми организациями в рамках реализации инвестиционных программ, предусмотренных пунктом 9 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ.
Указание заявителем на договор поручения от 05 декабря 2013 г., заключенный между ООО "Березниковское ТСП" и ООО "Виноградовский жилкомсервис" на выполнение действий связанных с производством проектных и строительно-монтажных работ по техническому перевооружению и реконструкции котельной "Школьная", принадлежащей ООО "Виноградовский жилкомсервис" на праве собственности не может свидетельствовать о совершении ООО "Березниковское ТСП" мероприятий по реализации инвестиционной программы, поскольку заключен до ее утверждения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Архангельского областного суда от 26 декабря 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Березниковское теплоснабжающее предприятие" - без удовлетворения.