ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 мая 2018 г. N 50-АПГ18-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В., Нефедова О.Н.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Макс-продукт" о признании недействующим подпункта "б" пункта 4 части 1 статьи 2 решения Омского городского Совета от 16 марта 2016 г. N 432 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска и предоставленные в аренду без проведения торгов", по апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Омского областного суда от 7 февраля 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя общества с ограниченной ответственностью Дмитренко А.В., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Макс-продукт" (далее - ООО "Макс-продукт"), являясь с февраля 2015 года арендатором земельного участка с кадастровым номером 55:36:160101:3021, общей площадью 343 048 кв. м, местоположение которого установлено в 1 000 метрах юго-западнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Труда, д. 35, предоставленного для строительства парка спортивного отдыха, обратилось в Омский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта "б" пункта 4 части 1 статьи 2 решения Омского городского Совета от 16 марта 2016 г. N 432 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска и предоставленные в аренду без проведения торгов" (далее - решение от 16 марта 2016 г. N 432).
Согласно указанному пункту арендная плата в отношении земельного участка, на котором отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 1 - 3 настоящей части и части второй настоящей статьи, определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2%.
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что оспариваемые положения муниципального правового акта противоречат пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", ввиду того, что расчет арендной платы в размере 2% к кадастровой стоимости земельного участка не отвечает принципам экономической обоснованности, не учитывает доходность земельного участка. Также, по мнению общества, при принятии решения от 16 марта 2016 г. N 432 нарушена процедура, предусмотренная главой 1 раздела 3 решения Омского городского Совета от 20 декабря 2006 г. N 427 "Об утверждении Регламента Омского городского Совета".
Решением Омского областного суда от 07 февраля 2018 г. заявление ООО "Макс-продукт" удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Омским городским Советом, ООО "Макс-продукт" и прокуратурой Омской области представлены отзыв и возражения.
Представители Омского городского Совета, Администрации города Омска, Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, прокуратуры Омской области не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве и возражениях на нее, заслушав представителя административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
К числу таких принципов относится, в том числе принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, суд сделал вывод об отсутствии документального подтверждения экономической обоснованности числового показателя 2%, являющегося одним из составляющих формулы расчета арендной платы, установленной оспариваемым решением Омского горского совета.
Имеющаяся в материалах дела пояснительная записка к проекту решения Омского городского Совета "О порядке определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска и предоставленные в аренду без проведения торгов" не содержит экономического обоснования оспариваемого расчета арендной платы.
Представленные суду отчет от 20 октября 2014 г. N 01-НП14 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области по стоянию на 01 января 2014 г., подготовленный ЗАО "Экспресс-Оценка" и отчет от 05 апреля 2017 г. N 200-17-РО, составленный ООО "ОМЭКС", Анализ рынка жилой и коммерческой недвижимости г. Омска за 1 квартал 2016 г., подготовленный Омской коллегией оценщиков, также не являются документами, обосновывающими и подтверждающими ставку арендной платы, поскольку применение кадастровой стоимости в расчете арендной платы само по себе не свидетельствует об экономической обоснованности расчета арендной платы, является лишь одним из показателей, используемых в расчете.
Судом признано необоснованным сравнение кадастровым оценщиком данных о рынке многоэтажной жилой застройки в городе Омске, содержащихся в аналитическом обзоре отчета от 20 октября 2014 г. N 01-НП14, с арендными платежами за земельные участки, предоставленные для строительства, на которых отсутствуют здания, сооружения и объекты незавершенного строительства, а также сравнение средней цены предложения земель населенных пунктов в городе Омске для целей продажи с арендными платежами.
Проводимые кадастровым оценщиком исследование рынка, относятся к порядку расчета кадастровой стоимости, а не к порядку расчета арендной платы.
Отчет от 5 апреля 2017 г. N 200-17-РО, составленный ООО "ОМЭКС" также не содержит многофакторного анализа доходности земельных участков.
Поскольку оспариваемый акт противоречит основному принципу определения арендной платы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, он обоснованно признан недействующим.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
определила:
решение суда Омского областного суда от 7 февраля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - без удовлетворения.