ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2018 г. N 31-АПГ17-27
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СК Олимп" о признании не действующим в части пункта 1 таблицы приложения к постановлению Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 26 января 2017 г. N 6-1/э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Чувашской Республики", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "СК Олимп" на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 9 ноября 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "СК Олимп" (далее - ООО "СК "Олимп", общество) обратилось в Верховный Суд Чувашской Республики с заявлением о признании не действующим в части пункта 1 таблицы приложения к постановлению Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 26 января 2017 г. N 6-1/э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Чувашской Республики" в части установления двухставочного и одноставочного индивидуальных тарифов по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями публичным акционерным обществом "МРСК Волги" и ООО "СК "Олимп" на период с 1 июля 2017 г. N 31 декабря 2017 г.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 9 ноября 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "СК "Олимп" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела и вынести новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Относительно жалобы Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам и прокуратура Чувашской Республики представили возражения.
В судебное заседание представители ООО "СК "Олимп", ООО "Отделфинстрой", Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, Федеральной антимонопольной службе, прокуратуры Чувашской Республики, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Служба по тарифам) является уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования в соответствии с Положением о Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2009 г. N 265.
Постановлением Службы по тарифам от 26 января 2017 г. N 6-1/э в оспариваемой части установлены двухставочный и одноставочный индивидуальные тарифы по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями публичным акционерным обществом "МРСК Волги" и ООО "СК "Олимп" на период с 1 июля 2017 г. N 31 декабря 2017 г. Ставка за содержание электрических сетей установлена в размере 75 058,82 руб. /кВт.ч, ставка на оплату технологического расхода (потерь) - в размере 84,28 руб. /кВт.ч, одноставочный тариф установлен в размере 0,27428 руб. /кВт.ч.
По мнению общества, оспариваемое постановление не соответствует законодательству, регулирующему правоотношения в сфере установления тарифов в электроэнергетике. При установлении тарифов органом регулирования необоснованно занижен размер необходимой валовой выручки в части величины расходов по статье "Аренда электросетевого хозяйства".
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, отказал в удовлетворении заявленного обществом требования, исходя из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
Согласно материалам дела ООО "СК "Олимп" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, находящихся у него на праве аренды по договорам от 20 сентября 2016 г. N 9, 10, 12ди, заключенным с ООО "Отделфинстрой", и N 14-ни, заключенному с ООО "Отделфинстрой и Партнеры".
Для целей тарифного регулирования на 2017 год ООО "СК "Олимп" 15 ноября 2016 г. представило в Службу по тарифам заявление об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов, в том числе перечисленных договоров аренды и инвентарных карточек.
Согласно экспертному заключению органом регулирования заявленные обществом расходы по статье "Аренда электросетевого хозяйства" в размере 7 965,17 тыс. руб. снижены до 3 279,77 тыс. руб., в том числе амортизационные отчисления 2 777,09 тыс. руб., налог на имущество - 462,02 тыс. руб., налог на землю - 40,66 тыс. руб.
По мнению общества, снижение величины амортизации необоснованно, так как при расчете амортизационных отчислений Служба по тарифам увеличила сроки полезного использования имущества, не учитывая сроки полезного использования, установленные собственником имущества - ООО "Отделфинстрой" в инвентарных карточках.
Из материалов дела следует, что по договору аренды от 20 сентября 2016 г. N 9, заключенному ООО "Отделфинстрой" с обществом, последнему переданы объекты, ранее принадлежавшие ОАО "ТГК-5" и эксплуатировавшиеся территориальной сетевой организацией - ООО "Региональная распределительная сетевая компания" по договору аренды недвижимого имущества от 18 марта 2017 г. N 5200-FA041/01-005/0014-2014 и договору аренды движимого имущества от 18 марта 2017 г. N 5200-FA041/01-004/0015-2014.
Размер арендной платы определялся на уровне амортизации, налога на имущество и иных обязательных платежей исходя из восстановительной стоимости объекта по данным ОАО "ТГК-5" (восстановительная стоимость здания главного распределителя, 1953 года постройки, составляла 2 879 325 руб., амортизация - 31 448,9 руб.).
В дальнейшем объекты электросетевого хозяйства были приобретены строительной фирмой ООО "Отделфинстрой" на аукционе по договору купли-продажи имущества в составе общего лота.
В результате приобретения ООО "Отделфинстрой" объекты Чебоксарской ТЭЦ-1 поставлены на бухгалтерский учет по более высокой цене. Стоимость здания главного распределителя, 1953 года постройки, составляла 3 350 847,46 руб. (рост в 1,8 раза), амортизация - 335 084,74 руб. (рост в 10,7 раза), а другие объекты, полностью самортизированные у ОАО "ТГК-5", поставлены на учет по цене 9 449 737,3 руб., амортизация - 2 190 655,38 руб.
Абзацем 1 пункта 27 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Согласно пункту 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01), организация принимает к бухгалтерскому учету в качестве основных средств здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства.
В силу пунктов 7, 14 и 17 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая не подлежит изменению, кроме случаев, установленных данным и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, и погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено этим положением. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
В соответствии с пунктом 41 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н (далее - Методические указания N 91н) переоценка объектов основных средств производится с целью определения реальной стоимости данных объектов путем приведения первоначальной стоимости объектов основных средств в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки.
Решение организации о проведении переоценки по состоянию на конец отчетного года оформляется соответствующим распорядительным документом, обязательным для всех служб организации, которые будут задействованы в переоценке основных средств, и сопровождается подготовкой перечня объектов основных средств, подлежащих переоценке (пункт 45 Методических указаний N 91н).
В отношении указанного имущества территориальными сетевыми организациями не проводилась достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, частичная ликвидация.
Подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования определен порядок установления размера арендной платы, подлежащей включению в необходимую валовую выручку, в виде налога на имущество и амортизационных отчислений. Порядок определения амортизации установлен пунктом 27 Основ ценообразования, в котором законодателем не сделано исключений о неприменении указанного порядка в отношении размера амортизации, определяемой на основании договоров аренды, таким образом, порядок определения амортизации является единым независимо от оснований владения имуществом.
С учетом принципа соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии установленная законодательством о бухгалтерском учете возможность каждого нового собственника имущества определять первоначальную стоимость основных средств исходя из цены приобретения, устанавливать заниженные сроки полезного использования объектов, в результате чего определять размер арендной платы объектов исходя из измененной стоимости без проведения мероприятий по модернизации и реконструкции имущества, не может рассматриваться в отрыве от положений пункта 27 Основ ценообразования.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 9 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СК Олимп" - без удовлетворения.