ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июня 2023 г. N АКПИ23-201
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Кириллова В.С.
при секретаре Вознесенской Н.Г.
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Имаса Геннадия Иосифовича о признании частично недействующими пунктов 7 и 9 требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 999 (в редакции приказа Министерства спорта Российской Федерации от 7 июля 2022 г. N 575),
установил:
приказом Министерства спорта Российской Федерации (далее также - Минспорт России) от 30 октября 2015 г. N 999 утверждены требования к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации (далее также - Требования). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 апреля 2016 г., регистрационный номер 41679, опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 8 апреля 2016 г.
Имас Г.И., осуществляя трудовую деятельность в качестве тренера-преподавателя (по совместительству) в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Спортивная школа "Шашки русские" города Калуги (далее - Учреждение), обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующими пунктов 7, 9 Требований, в той части, в какой они не позволяют спортивным школам реализовывать дополнительные образовательные программы спортивной подготовки на этапе высшего спортивного мастерства и обеспечивать подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, путем осуществления спортивной подготовки на этапе высшего спортивного мастерства, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статьям 3, 32 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и нарушают его права, свободы и законные интересы, поскольку не позволяют спортивным школам, к числу которых относится Учреждение, реализовывать дополнительные образовательные программы спортивной подготовки на этапе высшего спортивного мастерства и соответственно не позволяют ему, как тренеру-преподавателю спортивной школы, осуществлять спортивную подготовку спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства.
Как указывает административный истец, до издания приказа Министерства спорта Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 999 Учреждение имело возможность реализовывать программы спортивной подготовки на этапе высшего спортивного мастерства, и он мог осуществлять спортивную подготовку спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства. По мнению Имаса Г.И., Требования дискриминируют спортивные школы по сравнению со спортивными школами олимпийского резерва, и соответственно тренеры-преподаватели спортивных школ также подвергаются дискриминации по сравнению с тренерами-преподавателями спортивных школ олимпийского резерва. Отсутствие у него возможности осуществлять спортивную подготовку спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства лишает его возможности получать более высокую заработную плату, единовременные выплаты, которые предусмотрены законодательством Калужской области, за занятия призовых мест спортсменами, которых он мог бы подготовить, на соревнованиях высокого уровня.
В судебном заседании представитель Министерства спорта Российской Федерации Васильев А.А. заявил ходатайство о прекращении производства по административному делу, поскольку приказом Министерства спорта Российской Федерации от 17 мая 2023 г. N 325 в пунктах 7 и 9 Требований в оспариваемых частях внесены изменения, предусматривающие возможность реализации спортивными школами этапа высшего спортивного мастерства, если иное не установлено учредителями спортивных школ.
Представитель административного истца Имас Б.Г. возражал против прекращения производства по делу.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Кузнецов М.Ю. не возражал против удовлетворения ходатайства.
Обсудив заявленное ходатайство, выслушав мнения представителей лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего возможным прекратить производство по административному делу, Верховный Суд Российской Федерации находит ходатайство обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав и свобод, законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.
Приказом Минспорта России от 17 мая 2023 г. N 325 "О внесении изменений в требования к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 999" в абзаце втором пункта 7 и абзаце первом пункта 9 слова "этапе совершенствования спортивного мастерства" заменены словами "этапах совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства, если иное не установлено учредителем".
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 июня 2023 г., регистрационный номер 73902, и опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 20 июня 2023 г.
Таким образом, действие пунктов 7 и 9 Требований в оспариваемой административным истцом редакции прекращено.
Согласно части 2 статьи 194, пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Однако указанные в данной норме обстоятельства, препятствующие удовлетворению ходатайства и прекращению производства по административному делу, отсутствуют.
При таких обстоятельствах производство по административному делу подлежит прекращению.
Суд принимает во внимание, что административный истец вправе обратиться в суд с самостоятельным исковым требованием об оспаривании нормативного правового акта, которым внесены изменения в основные нормативные положения, а равно оспорить основные нормативные положения в соответствующей редакции.
Государственная пошлина, уплаченная административным истцом согласно чеку по операции от 26 января 2023 г. в размере 300 (трехсот) рублей подлежит возврату в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194, 198, 199, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
определил:
производство по административному делу по административному исковому заявлению Имаса Геннадия Иосифовича о признании частично недействующими пунктов 7 и 9 требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 999 (в редакции приказа Министерства спорта Российской Федерации от 7 июля 2022 г. N 575), прекратить.
Возвратить Имасу Геннадию Иосифовичу уплаченную им государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей согласно чеку-ордеру от 26 января 2023 г.
Определение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ