ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 апреля 2018 г. N 18-АПГ18-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Солли" о признании не действующим в части решения городской Думы Краснодара от 10 апреля 2008 г. N 40 пункта 1 "О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 30 января 2007 г. N 19 пункт 6 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар", по апелляционной жалобе городской Думы Краснодара на решение Краснодарского краевого суда от 6 декабря 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя ООО "Солли" Мирошникова И.Н., представителя Городской Думы города Краснодара Перцева К.А. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
ООО "Солли" обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения городской Думы Краснодара от 10 апреля 2008 г. N 40 пункта 1 "О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 30 января 2007 г. N 19 пункт 6 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 23:43:0145047:5 по ул. Восточно-Кругликовской, д. 35, в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара к зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах г. Краснодара (зона Ж.1.1).
Административный истец полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его права, поскольку внесенные нормативным актом изменения в Правила землепользования и застройки препятствуют осуществлению строительства на принадлежащем обществу земельном участке.
Решением Краснодарского краевого суда от 6 декабря 2017 г. заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе городская Дума Краснодара просит отменить судебный акт, как принятый с нарушением норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Относительно доводов изложенных в апелляционной жалобе ООО "Солли" и прокуратурой Краснодарского края представлены возражения.
Представитель Администрации МО г. Краснодара, прокуратуры Краснодарского края в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии со статьями 7 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения.
В силу части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) правила землепользования и застройки городского округа утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с Уставом муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 19 июля 2003 г. N 37 п. 1 (действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), представительным органом муниципального образования город Краснодар является городская Дума Краснодара.
Решением городской Думы Краснодара от 10 апреля 2008 г. N 40 пунктом 1 внесены изменения в решение городской Думы Краснодара от 30 января 2007 г. N 19 пункт 6 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар", согласно которым земельный участок с кадастровым номером 23:43:0145047:5 по ул. Восточно-Кругликовской, д. 35, в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара отнесен к зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара (зона Ж.1.1).
Данное решение принято уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликовано для всеобщего сведения.
Как следует из материалов дела, ООО "Солли" является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:43:0145047:5, общей площадью 1717 кв. м, из категории земель: земли поселений, разрешенное использование: для эксплуатации автозаправочной станции с комплексом СТО.
Согласно генеральному плану муниципального образования г. Краснодар, утвержденному решением городской Думы Краснодара от 26 января 2012 г. N 25 п. 15, данный земельный участок расположен в границах зоны планируемого к размещению объекта местного значения (автомобильная дорога) и частично в функциональной зоне инженерной инфраструктуры (зона инженерных и транспортных инфраструктур - ИТ).
Согласно решению городской Думы Краснодара от 10 апреля 2008 г. N 40 пункту 1 "О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 30 января 2007 г. N 19 пункт 6 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар" земельный участок полностью расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (зона Ж.1.1).
На земельном участке располагается автозаправочная станция, собственник участка планирует дальнейшее строительство, в связи с чем обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "АЗС с комплексом СТО по ул. Восточно-Кругликовской в г. Краснодаре. Реконструкция. II очередь строительства. Помещения сервисного обслуживания водителей и пассажиров".
В выдаче разрешения обществу 19 февраля 2016 г. отказано ввиду наличия противоречий документации в области градостроительного регулирования, а именно земельный участок в генеральном плане и в правилах землепользования и застройки отнесен к разным зонам.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт в части отнесения земельного участка к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами не соответствует генеральному плану, согласно которому земельный участок расположен в границах функциональной зоны инженерных и транспортных инфраструктур, что противоречит требованиям градостроительного законодательства.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты.
Согласно статье 8 Градостроительного кодекса и статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен исключительно к компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса генеральный план является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления.
В силу пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований.
Согласно части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса, градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
В силу требований части 3 статьи 9, части 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса должен соблюдаться принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии со статьями 1, 34 и 35 Градостроительного кодекса, пунктом 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 29 октября 2002 г. N 150.
Из толкования вышеприведенных норм во взаимосвязи с частью 9 и частью 10 статьи 31 Градостроительного кодекса следует закрепление принципа первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития, перед правилами землепользования и застройки.
Поскольку территориальное зонирование указанного земельного участка произведено без учета функциональной зоны и параметров планируемого развития, установленных Генеральным планом городского округа, вывод суда первой инстанции о принятии нормативного акта в оспариваемой части в нарушение действующего федерального законодательства является обоснованным.
На основании изложенного Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 6 декабря 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу городской Думы Краснодара - без удовлетворения.